03.05.2011 23:25
    Поделиться

    Гражданское общество в России получит возможность влиять на досрочное освобождение арестантов

    Гражданское общество получит возможность влиять на очень деликатный вопрос: кого из арестантов можно отпустить досрочно на волю.

    Во многих регионах в качестве эксперимента начал действовать новый порядок: когда кандидатуры на условно-досрочное освобождение проходят, так сказать, предварительный просмотр у правозащитников из общественных наблюдательных комиссий.

    Благодаря такой процедуре во многих регионах выросло число граждан, выпущенных условно-досрочно из казенных домов. Окончательное решение принимает суд, но для него заключение представителей гражданского общества, безусловно, имеет вес.

    По закону, каждый арестант через определенный срок получает право на условно-досрочное освобождение. Но "право" не означает, что человека обязательно отпустят. Теоретически досрочная свобода - знак доверия к осужденному, мол, он исправился, осознал и больше не опасен для общества. Хотя в жизни бывает всякое: иногда вполне добросовестные (если можно так выразиться) арестанты вынуждены отбывать срок от звонка до звонка, а матерые уголовники выходят на свободу раньше, чем должны. Нередки случаи, когда "вольноотпущенники", вышедшие досрочно, совершали новые преступления. Значит, доверия они не оправдали, и, по-хорошему, не следовало бы их отпускать раньше срока. Но кто-то им поверил.

    За год суды отпустили досрочно на свободу более 120 тысяч арестантов. Но уже с начала нынешнего года в некоторых регионах число выпущенных на волю выросло на треть

    Почему так происходит? Некоторые эксперты, знакомые с практикой, утверждают, что условно-досрочное освобождение чрезвычайно коррупционно емкая процедура. Чиновники в погонах, будь то сотрудники тюремного ведомства или прокуроры, конечно, сами вопрос не решают, но их заключения для судей тоже имеют значение. Даже с учетом того, что арестант имеет право обратиться в суд напрямую, минуя граждан начальников.

    Как рассказывали "РГ" представители Федеральной службы исполнения наказаний, бывали случаи, когда суды принимали решение об условно-досрочном освобождении, несмотря на отрицательные отзывы из казенных домов. Но все же бытует мнение, что для досрочной свободы прежде надо "решить вопрос" с гражданином начальником.

    Чтобы досрочная свобода не становилась предметом торга и спекуляций, минюст предлагает реформировать институт условно-досрочного освобождения. Есть разные предложения, в том числе сделать процедуру более гласной и открытой.

    Пока в порядке эксперимента в некоторых регионах к вопросу подключились общественные комиссии. Например, как сообщила прокуратура Северной Осетии, в республике рассмотрение таких ходатайств осужденных находится под контролем общественности. Заседания административных комиссий казенных домов, на которых, кроме того, рассматриваются представления начальников колоний и следственных изоляторов о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также изменение вида исправительного учреждения, теперь проходят в присутствии членов Общественного совета УФСИН республики и Общественной наблюдательной комиссии Северной Осетии. Дальше слово за судом.

    По мнению прокуроров, эксперимент можно назвать удачным. Хотя, конечно, это пока предварительные результаты. Но уже есть тенденция: во многих регионах с начала года растет число условно-досрочно освобожденных.

    В прошлом году в целом по стране суды отпустили раньше срока более 120 тысяч человек. Это чуть меньше, чем за год до этого. А отказывать в доверии стали чаще: всего просило о ранней свободе более 205 тысяч с небольшим человек.

    В этом году в некоторых регионах число освобожденных выросло на треть, а процент отказов снизился.

    Поделиться