03.05.2011 23:23
    Поделиться

    Сергей Магнитский оказался не первым, кто погиб за время следствия по делу о миллиардном хищении

    Магнитский оказался не первым, кто погиб за время следствия о миллиардном хищении

    Сегодня в Брюсселе пройдет очередной раунд экспертных консультаций Россия - ЕС по правам человека. На нем планируется заслушать и обсудить сообщение господина Уильяма Браудера об обстоятельствах смерти в СИЗО Сергея Магнитского.

    Не только в России, но и во многих других странах не осталось человека, который бы не слышал имя Сергея Магнитского.

    В обществе сформировались две прямо противоположные оценки его деятельности. Одни говорят о его борьбе с коррупцией, другие с этим не согласны. Используется простая схема: погибший разоблачил милиционеров-коррупционеров, а они его убили. Чаще всего по этому делу дают комментарии два иностранца - Браудер и Файерстоун.

    Почему никто из тех, кто в курсе деталей этого уголовного дела, не говорит, что смерть Магнитского далеко не первая в странном и многомиллиардном преступлении?

    Говорить о гибели Магнитского в Брюсселе будет Уильям Браудер. Юридически он - обвиняемый по делу о неуплате налогов. Но со следствием не общается. Джемисон Файерстоун - подозреваемый по делу о вымогательстве, которое расследует ОВД по району Тверской Москвы. Вымогательство Файерстоун совершил против бывшего партнера Константина Пономарёва. Он тоже не общается со следствием.

    Но кто такой Браудер и почему о Магнитском он говорит чуть ли не больше всех? Следственный комитет при МВД России расследуется уголовное дело, которое первоначально было возбужденно в Калмыкии еще в 2004 году.

    Дело было против руководителя ООО "Дальняя степь" и ООО "Сатурн инвестмент" Браудера. Из-за слишком большого общественного резонанса в 2008 году это расследование передали в Москву.

    Из документов следствия: "Подданный Великобритании Уильям Браудер, являвшийся руководителем московского представительства компании "Эрмитаж Кэпитал Менеджмент Лимитед", а также генеральным директором ООО "Дальняя степь" и ООО "Сатурн инвестментс", поручил аудитору Магнитскому С.Л. разработать схему незаконного обогащения, заключающуюся в мнимом осуществлении инвестирования денежных средств в экономику Российской Федерации через приобретение акций крупнейших российских акционерных обществ (в число которых входит ОАО "Газпром" (РАО "Газпром"), их последующей перепродажи и уклонения от уплаты налога на прибыль путем включения в налоговые декларации ложных сведений о фиктивном наличии в штате организаций сотрудников-инвалидов."

    Говоря простым языком, обычная афера с обманом государства с помощью примитивной схемы ухода от налогов. Фирм с якобы работающими инвалидами было много, общая сумма неуплаченных ими налогов - больше 3,5 миллиарда рублей. Обвинения в коррупции в адрес следствия начались именно с этого момента.

    В Интернете есть видеозаписи допроса "финансовых аналитиков" из инвалидов, которые работали у Браудера. Этим "аналитикам" завели вторые трудовые книжки, так как они уже работали дворниками и подсобными рабочими. Подписи об их приеме на работу выполнены рукой именно Браудера.

    За все эти годы подданный Соединенного королевства ни разу не оспорил эти факты. В одном из своих интервью Браудер рассказал, что вел инвестиционную деятельность в России с 1997 по 2005 год. Чем он занимался? Скупал акции "Газпрома", причем - незаконно. Он был в курсе, что в стране действовал прямой запрет продажи акций естественных российских монополий западным инвесторам. Запрет по Указу Президента действовал с 1997 по 2005 год .

    Чтобы обойти государственное вето, было создано 10 компаний, в том числе и калмыцкие фирмы "Сатурн инвестментс" и "Дальняя степь". Фирмы были формально российские, но принадлежали Браудеру через кипрские оффшоры.

    Итог бурной деятельности - Браудер скупил свыше 348 миллионов акций "Газпрома". А это примерно 7 процентов всех акций. Такое количество по закону об акционерных обществах дает право на кресло в совете директоров. Куплены акции были по цене, действовавшей только для российских граждан.

    После отмены запрета на покупку акций гражданин Великобритании удачно продал их с большой выгодой, заработав на этом 3 миллиарда долларов. Ни копейки от них в российский бюджет в виде налогов не попало.

    Браудер вместе с Магнитским и другими сотрудниками компании "Файерстоун Данкен" придумали множество различных схем ухода от налогов.

    По самым простым подсчетам, в наш бюждет Браудер был должен больше 10 миллиардов рублей налогов. Если грубо перевести в доллары, то это около 300 миллионов долларов. За эти деньги действительно стоит бороться, что Браудер делает успешно. Показательно - ни в одном из своих многочисленных интервью бизнесмен не оспаривает факт уклонения им от уплаты налогов в России.

    В момент своей трагической гибели Магнитский знакомился с материалами уголовного дела, то есть расследование было завершено, поэтому давить на него следствию не имело никакого смысла - все, что могли следователи, уже написали. Когда началось расследование обстоятельств его гибели, было установлено, что все следственные действия и все принятые следователем решения законны. Потом это подтвердили и суды.

    Это же относится и к утверждениям адвокатов о том, что следователь бездействовал, получая многочисленные ходатайства от Магнитского о проведении планового обследования. Да, такое ходатайство было, но одно. В Следственном комитете говорят, что здоровьем сидящих в СИЗО занимается администрация и защитники, которые имели право и возможности ходатайствовать об обследовании, но этого не сделали.

    Напомним, суть еще одного дела, по которому обвиняли Магнитского. Оно было возбуждено по хищению 5,4 миллиарда рублей из бюджета России. Столько возвратили нескольким фирмам якобы излишне уплаченные ими налоги на прибыль за 2006 год.

    А теперь следите за датами. Дело возбудили 18 июня 2008 года в Татарстане. 6 октября 2008 года его передали в Следственный комитет при МВД России. Уголовное дело по факту неуплаты налогов против Браудера возбуждено 23 июля 2008 года. В качестве обвиняемого по нему Магнитский привлечен 25 ноября 2008 года.

    Получается интересная картина: уголовное дело по факту хищения миллиардов из бюджета было возбуждено раньше уголовного дела в отношении Браудера и Магнитского. Выходит, что заявления англичанина, что Магнитский оказался под стражей только потому, что разоблачил коррупционеров, организовавших хищение из бюджета, выглядит странно.

    30 ноября 2009 года уголовное дело по обвинению Магнитского было прекращено из-за его смерти. По закону, родные могут постановление о прекращении обжаловать и требовать суда, чтобы обелить родного человека. У близких - горе, им не до судов, но ведь адвокаты могли бы за два года разъяснить родным их права на открытый процесс. Почему это никто не делает?

    Кстати, вокруг хищения 5,4 миллиарда бюджетных рублей очень много смертей, и не только Магнитского. Некий Гасанов, помогавший выстроить цепочку от подготовки подложных налоговых деклараций до возмещения денег из бюджета, скончался так же, как и Магнитский - от сердечного приступа. Банкир Коробейников, через банк которого шло возмещение, совершенно случайно оказался на стройке один, без сопровождающего, и выпал с неогражденного балкона своего строящегося пентхауса. Номинальный директор якобы украденной компании Курочкин умер на Украине якобы от алкогольного отравления. Просто триллер какой-то получается.

    Мне удалось прочитать протокол судебного заседания, того самого, последнего для Магнитского, где его оставили под арестом. Он тогда публично отказался от адвокатов, представлявших его в суде, очень волновался, кричал, что его специально подставили, что он сам найдет себе адвокатов и будет сотрудничать со следствием.

    Получается такая версия: публичный отказ от адвокатов, нанятых Браудером, публичное же заявление о сотрудничестве со следствием - и смерть через три дня от сердечного приступа? Между прочим, есть еще и официальная видеозапись этого судебного заседания. Я ничего не утверждаю. Просто рассуждаю, пытаюсь выстроить факты.

    Следователи такие предположения выслушали, но пока отделываются общими фразами про то, что дело еще не закончено.

    Поделиться