29.04.2011 11:48
    Поделиться

    С 1 мая экспортная пошлина на бензин увеличится на 44 процента

    Для бензина с 1 мая начнет действовать новая и отдельная экспортная пошлина. И она будет выше на 44 процента. Соответствующее постановление правительства опубликовано в сегодняшнем номере "РГ". Срок, на который введена эта норма, в документе не указан.

    Однако, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, "можно прогнозировать, что пошлины понизят через два-три месяца", передает РИА Новости. Они пойдут вниз после того, как рынок бензина в регионах России успокоится.

    В апреле вывоз бензина облагался по ставке светлых нефтепродуктов с коэффициентом 0,67 к пошлине на сырую нефть. Теперь решено выделить автотопливо в специальную позицию с  коэффициентом 0,9.  

    Введение пошлины должно серьезно ограничить экспорт бензина за рубеж и насытить им внутренний рынок. Именно рост экспорта на 67 процентов стал одной из причин возникновения дефицита бензина в ряде российских регионов. Так считает замминистра энергетики Сергей Кудряшев.  

    Одновременно минэнерго и минфин должны подсластить пилюлю нефтяным компаниям. Им поручено рассмотреть вопрос о компенсирующем снижении акцизов или налога на добычу полезных ископаемых. Напомним, что сегодня НДПИ составляет 419 рублей с тонны добытого обезвоженного, обессоленного и стабилизированного продукта, умноженные на ряд коэффициентов.

    Ситуация с дефицитом и ростом цен стала главной темой этой недели. К ней подключилась Генпрокуратура и Федеральная налоговая служба. Только в городе Бийск Алтайского края ФАС возбудило больше 10 дел по признакам согласованных действий.  При этом представители нефтяной отрасли отмечают, что цена на бензин в мае несмотря ни на какие принятые меры все равно вырастет на 5-7 процентов. Причина - существующий сейчас уровень цен все равно не отражает реальных затрат производителей автомобильного топлива.

    По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, которое он высказал интервью корреспонденту "РГ", увеличение пошлин - шаг в правильном направлении. "Если бы мы не ввели их, то их бы через пару месяцев для нашего бензина ввела бы Европа, так как у них самих очень недогружены собственные НПЗ", - уверен он.

    При этом Танкаев уверен, что осенью, когда ряд НПЗ снова встанут на плановый технологический ремонт, пошлины вряд ли будут  повышаться, так как, по его мнению, мощных НПЗ в России более чем достаточно. И обеспечить поставку необходимого количества нефтепродуктов не составляет никакой проблемы.

    Танкаев уверен, что проблему с дефицитом и ростом в перспективе можно решить комплексом мер. Во-первых, считает он, "необходимо отвязать НДПИ от цен внешнего рынка и привязать к затратам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов". Во-вторых, надо очень аккуратно относиться к налогообложению этого сегмента рынка, так как сейчас доля налогов к конечной цене бензина составляет 63 процента.  В-третьих, надо ввести, если потребуется, и не только на месяц, серьезные заградительные пошлины, чтобы насытить внутренний рынок. В-четвертых - стимулировать развитие нефтепереработки, чтобы снизить себестоимость бензина".

    Кроме роста экспорта бензина в минэнерго называли еще одну причину - проблемы с малыми поставщиками. Именно с них начался весь этот бензиновый переполох. И некоторые эксперты уже предположили, что крупные поставщики не примут воспользоваться случаем и начать передел рынка. Однако Рустам Танкаев это мнение не поддерживает. "На самом деле, небольшие компании, которые занимаются спекуляцией, так или иначе, контролируются крупными. Абсолютно независимых компаний очень мало. Полностью независимый нефтепереработчик может выжить только в том случае, если у него не меньше 25 АЗС или он является единственным в каком-либо регионе или городе. Что достаточно сложно себе представить", - уверен ведущий эксперт.  

    Поделиться