25.04.2011 23:40
    Поделиться

    Росфинмониторинг хочет оградить банки от сомнительных клиентов

    Если клиенты обоснованно подозреваются в легализации теневых доходов, банкам могут разрешить отказывать им не только в заключении новых договоров, но и не исполнять уже подписанные. С такой инициативой выступила вчера Федеральная служба по финансовому мониторингу, предложив внести поправки в законодательство.

    Сейчас такого права у банков нет. Они могут отказать в заключении договора только в том случае, если клиент не предоставил необходимые документы. А аннулируют их уже после расследования компетентными органами. Здесь решение не за банками. При подозрении в отмывании денег кредитные организации могут только сигнализировать об этом в Росфинмониторинг.

    Кроме того, сказал глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин, необходимо внести уточнение в перечень операций, которые подлежат обязательному контролю, и разграничить обязанности организаций по предоставлению информации в зависимости от вида финоперации.

    О совершенствовании законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, вчера шла речь на конференции, организованной Ассоциацией российских банков.

    Чиханчин отметил, что до сих пор большие обороты денежных масс крутятся в теневом секторе и вытекают за рубеж.

    И хотя ряд банков уже лишились лицензии за финансовые операции подобного рода, но оставлять без внимания тему теневых денег нельзя. Чиханчин подчеркнул: в целом банки выявляют подозрительные операции. Но еще есть над чем работать, например не всегда соблюдаются сроки предоставления такой информации. На данный момент сделать это надо за один день от даты проведения подозрительной операции.

    Представитель департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Андрей Одинцов напомнил, что по закону к банкам применяются штрафные санкции. Для физических лиц - от 10 до 50 тысяч рублей и даже возможность дисквалификации. Для юридических лиц - 20-400 тысяч рублей и приостановление деятельности банка на срок до 2 месяцев. При этом Одинцов отметил, что, по статистике ЦБ, более 90 процентов просрочек сигналов в финмониторинг приходится на операции с недвижимостью и с драгоценными металлами, которые осуществляют клиенты банков. Представитель ЦБ констатировал, что такая статистика вызывает обеспокоенность, так как банки по данным операциям практически лишены возможности получать документы. Но административные наказания ЦБ обязан к ним применять. Одинцов тоже высказался за корректировку законодательства, чтобы снять остроту проблемы. Чиханчин как раз и предлагает наделить банки правом отказывать клиентам, которые подозреваются в неправомерных финансовых операциях.

    Банковское сообщество также подготовило ряд поправок на основании уже сложившейся практики. Начальник управления мониторинга банковских операций ВТБ Денис Новиков отметил, что высокие штрафы и относительно небольшие зарплаты сотрудников заставили задуматься служащих, не сменить ли им сферу деятельности, что влечет за собой риски потерять институт ответственных кадров. Кроме того, банки должны оперативно предоставлять информацию, но не всегда все подозрительные операции можно раскрыть за один день. Поэтому внутри банка осуществляется последующий контроль, а после него в контролирующие органы посылается информация. Но добросовестные банкиры рискуют быть оштрафованными за несвоевременное предоставление информации. Возникает вопрос, по словам Новикова, нужен ли вообще последующий контроль за операциями внутри банков. С другой стороны, Центральный банк уже задним числом может вскрыть то, что банк не отследил операцию и не предоставил информацию. И все это опять обернется для кредитной организации штрафом. В связи с этим многие банки с момента ужесточения требований начали перестраховываться, и объем информации "по подозрительным операциям", которые они предоставляют в контролирующие органы, вырос на 50 процентов по сравнению с последним кварталом 2010 года. Но Новиков напомнил, что в Европе, в Англии и в Азии всего 5-10 операций в год в рамках одного банка считаются подозрительными и данные о них идут в контролирующие органы.

    На что Юрий Чиханчин заметил, что в других странах в банках существует своя финансовая разведка, которая ведет серьезную работу с клиентами и уже направляет информацию о подозрительных финансовых операциях в нескольких томах. Он спросил, готовы ли банкиры оценить все риски, затратность и ответственность при расследовании нелегальных операций своих клиентов.

    После этой небольшой дискуссии исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин озвучил предложения банковского сообщества. Во-первых, увеличить срок предоставления данных в контролирующие органы до трех дней, упростить процедуру идентификации ряда юридических и физических лиц, если операция осуществляется на сумму в объеме до 100 тысяч рублей.

    Еще одна проблема - электронные платежи. По словам Емелина, сейчас нет реальных механизмов контроля за существующими платежными системами. А в скором времени к ним прибавятся еще операторы по переводу денег. А это не обязательно будут банки. Вся эта часть бизнеса крайне не привычна к отчетности, и только малая доля предоставляет информацию об оказанных ими услугах, отметил Емелин. Продолжил тему проблем с электронными платежами член Комитета Госдумы по финансовому рынку финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он сожалел, что электронные платежи используются сейчас для расчетов за наркотики и для игры в виртуальном казино. Причем субагенты по приему платежей, согласно существующему закону, не обязаны вставать на учет в финмониторинг. Проблем с нелегальными платежами может прибавить и заблуждение в том, что закон о национальной платежной системе, который сейчас активно обсуждается, сможет поставить под контроль прием электронных платежей. Медведев предупредил, что этого не произойдет. В действительности прием таких платежей останется сам по себе. И обороты нелегальных средств здесь также останутся в тени. Могут даже возникнуть новые схемы, предупредил Медведев.

    Поделиться