24.04.2011 23:01
    Поделиться

    В России появился новый конкурс для композиторов "Роман Сладкопевец"

    Оратория "Страсти по Иоанну" Софии Губайдулиной, исполненная солистами, хором и оркестром Мариинского театра под управлением Андрея Петренко в Большом зале Петербургской филармонии, дала старт I Международному конкурсу композиторов духовной музыки "Роман Сладкопевец".

    Редко звучащее сочинение Софии Губайдулиной, написавшей "Страсти по Иоанну" в 2000 году по случаю 250-летия со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха, собрало в Филармонии полный зал, где присутствовала и делегация композиторов, приглашенных оргкомитетом Международного фестиваля "Академия православной музыки" на презентацию нового конкурса "Роман Сладкопевец".

    Ведущие представители композиторского цеха, преимущественно старшего и среднего поколений, из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Польши, Болгарии, Германии и Швеции узнали о том, какую духовную музыку от них ждут уже к сентябрю этого года. Наталья Орлова, продюсер нового конкурса, созданного при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Патриарха Кирилла, подчеркнула, что выявление лучших сочинений будет происходить в полной анонимности: ни участники, ни члены жюри не будут известны до финального тура, который состоится в феврале-марте 2012 года. На сегодня известны лишь имена членов Попечительского совета: Родион Щедрин, София Губайдулина и Гия Канчели и другие. На конференции, организованной в день презентации, композиторы, среди которых были Виктор Екимовский, Павел Карманов, Георгий Пелецис, Владимир Генин, Ярослав Судзиловский, Леся Дычко, Галина Григорьева, Анатолий Гринденко, Яцек Сыкульски, Боряна Терзиева и другие, провели дискуссию о критериях духовной музыки. Импульсом для полемики стали слова Гии Канчели, что существование духовной музыки означает существование музыки бездуховной. "Лично я любую музыку, несущую в себе признаки индивидуальности автора, воспринимаю как музыку духовную. Другое дело церковная хоровая музыка, которую можно отнести к определенному жанру", - подытожил Канчели свою лапидарную речь. На конференции выступил и протоиерей Виталий Головатенко, напомнивший, что у двух мэтров ХХ века - Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина - настольными книгами были сборники знаменных распевов. Но организаторы сделали уточнение: конкурс нацелен на концертную, а не богослужебную практику.

    Новый композиторский конкурс объявил условия: к рассмотрению принимаются хоровые сочинения крупной формы a cappella протяженностью не более 40 минут или 7-минутная хоровая миниатюра на канонические тексты, тексты фольклорных духовных стихов или на стихи русских поэтов духовного содержания. В хоровой миниатюре допускается инструментальное сопровождение, но не более трех инструментальных партий. Все сочинения должны быть написаны на русском или церковно-славянском языках, ранее публично не исполняться и не издаваться. Вступительный взнос для участников конкурса не предусмотрен. Победители конкурса получат звание лауреата, премию и почетную медаль. В номинации "Духовное хоровое сочинение крупной формы" установлены три премии по 100, 50 и 30 тысяч рублей. В номинации "Хоровая миниатюра" три премии составят соответственно 50, 30 и 10 тысяч рублей. Кроме того, обещаны приз зрительских симпатий и премия хора Мариинского театра, которую установит голосование артистов хора Мариинского театра, а также именные почетные премии членов Попечительского совета. Все сочинения, присланные на конкурс, попадут в электронный архив на сайте www.choirfestival.ru.

    Поделиться