19.04.2011 23:00
    Поделиться

    Михаил Делягин проанализировал проблему неэффективного корпоративного управления отечественными компаниями

    На прошедшем недавно международном форуме развивающихся рынков в Майами вице-премьер РФ Сергей Иванов отметил, что после мирового финансового кризиса российская экономика восстанавливается успешно.

    Это значит, что у крупнейших отечественных предприятий сегодня есть все предпосылки к экономическому росту, а у государственной казны - к более стремительному ее наполнению. Однако, как показывают исследования российских экономистов, даже те компании, которые прошли испытание на прочность кризисом, вместо подъема сегодня демонстрируют серьезный спад и вовсе не по конъюнктурным причинам. Известный экономист, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин на примере ОАО "ГМК "Норильский никель" поднимает проблему неэффективного корпоративного управления отечественными компаниями, которое может привести к развалу крупнейших предприятий России, еще недавно считавшихся непотопляемыми.

    Как сообщают информационные агентства, в своем аналитическом докладе "Почему снова заговорили о корпоративном управлении, и зачем оно российским компаниям?", опубликованном на официальном сайте, Делягин проводит параллели между "Норильским никелем" и его ближайшим конкурентом - международной BHP Billiton, и сравнение это оказывается не в пользу российского гиганта. Причем эксперт признает, что модель управления "Норникелем" вообще характерна для крупных российских компаний, менеджмент которых состоит из представителей различных силовых структур и политических групп влияния, не имеющих опыта в конкретной сфере деятельности. Только в "Норильском никеле" она к тому же еще и "изрядно извращенная".

    Сам Стржалковский, по его признанию в интервью СМИ, выходец из КГБ, туристическим бизнесом занялся в 1991 году, а в 2004-2008 гг. (вплоть до приглашения на работу в "Норникель") возглавлял Ростуризм. Член правления ГМК Вячеслав Полтавцев и директор стратегического подразделения компании Заполярного филиала Евгений Муравьев тоже выходцы из туристического бизнеса.

    Представить себе подобное в крупных иностранных корпорациях невозможно. "Для сравнения: топ-менеджмент BHP Billiton - на семерых три докторские степени, две степени MBA, полученные, кстати, не в дистанционно-заочном подмосковном институте, а в Йеле, Гарварде и Уортоне. А суммарный срок работы в горно-металлургической отрасли сильно зашкаливает за сто лет", - пишет Делягин.

    Эксперт проанализировал деятельность российских топ-менеджеров и пришел к выводу, что, даже занимаясь уже несколько лет цветной металлургией, они до сих пор остаются "туристами". Экономист выяснил, что демонстрируемые из года в год показатели стабильного положения предприятий компании - всего лишь грамотная "работа с документами". За рапортами, по мнению Делягина, чаще скрывается элементарное незнание или нежелание разбираться в том, в каком направлении следует развивать компанию и как. Нынешние управленцы "Норникеля" представляют общественности и акционерам некую стратегию стоимостью 34 млрд долларов, согласно которой прирост никельсодержащих запасов компании должен увеличиться как минимум в три раза по сравнению с нынешним показателем - 5,8 млн тонн никеля. Но, как следует из заявления менеджмента, и к 2025 году ресурсная база "Норильского никеля" не изменится. И далее - противоречие на противоречии.

    Неудивительно, что у экспертов инвестпрограмма "Норникеля" "создает устойчивое ощущение утопичности и поверхностности, а масштаб озвучиваемых инвестиций - невозможности их эффективного освоения (если, конечно, под ними не подразумевается вульгарный вывод средств из компании)". При этом Михаил Делягин делает вывод, что высокие показатели "Норникеля" - дань традициям советского планирования, когда изначально декларировался достаточно скромный план, который не составляло большого труда и выполнить, и даже перевыполнить.

    Подобные решения вызывают много вопросов не только у проверяющих органов, но и у акционеров. Правда, в ноябре прошлого года президент компании, по совместительству председатель совета директоров холдинга "Интеррос" (один из крупнейших акционеров ГМК), Андрей Клишас выступил с предложением законодательно ограничить право миноритарных акционеров на получение практически полной информации о деятельности крупных публичных компаний. В таком случае менеджменту не пришлось бы объяснять акционерам, к примеру, нежелание активно развивать сбытовую сеть, вместо того чтобы пользоваться услугами нескольких оптовых скупщиков. Поэтому неудивительно, что, по оценкам специалистов, "Норильский никель" недополучает значительную прибыль (до 400-500 млн долл. в год!). Подобная сбытовая политика, констатирует Делягин, неприемлема для крупных иностранных компаний и снова приводит в пример BHP Billiton Group, чей топ-менеджмент, руководствуясь принципом "маркетинг повышает стоимость компании", только в одном Китае работает более чем с 80 клиентами.

    Но, судя по всему, это не единственное, что наверняка хотелось бы скрыть менеджменту "Норникеля" от собственников компании. Речь идет, в частности, о продаже казначейских акций прямому конкуренту ГМК - компании Trafigura, которая является фигурантом многих громких скандалов, в том числе материалов Wikileaks о сбросе токсичных отходов в Западной Африке. По информации СМИ, эта сделка не была одобрена советом директоров "Норникеля". Кроме того, эксперты видят в ней потенциальную угрозу для самой компании - сделка прошла без оглашения основных параметров, в том числе цены и конечного покупателя. Не случайно федеральный суд США обязал Trafigura предоставить все документы и свидетельские показания не только по этой сделке, но и по всем контактам с "Норильским никелем" и ее ключевым акционером "Интерросом".

    Немало вопросов у Делягина вызывает и приобретение неких активов группы Владимира Потанина дочерней структурой "Норникеля" ОГК-3 на сумму около 600 млн долларов. Средства, которые должны были пойти на реформу электроэнергетики, были потрачены на покупку акций, выяснила, проведя проверку, Счетная палата РФ. Но и это еще не все: "Норникель" обменял контрольный пакет ОГК-3 на около 10% акций "Интер РАО" с убытком, по оценкам экспертов, более 2 млрд.рублей.

    Михаил Делягин уверен, что в цивилизованных странах подобные операции стали бы предметом судебного процесса и, возможно, с громкими арестами. А у нас, как писали СМИ, Счетная палата всего лишь обязала вернуть средства ОГК-3, но на деле этого не произошло, и менеджмент "Норникеля" спешно продал ОГК-3 государству. Эксперт делает вывод, что анализ особенностей корпоративного управления "Норильского никеля" говорит о том, что "на предприятии окопались какие-то люди, разрушающие этот флагман отечественной экономики".

    И не только его. "Норильский никель" является градообразующим предприятием. С советских времен, можно сказать, весь Норильск находится на балансе у комбината. В новой же России неблагоприятная экологическая ситуация, нарастающая деградация социальной инфраструктуры, частые несчастные случаи на производстве стали поводом для серьезных нареканий со стороны руководства государства в адрес менеджмента "Норникеля". Делягин указывает на то, что уровень загрязнения атмосферы в Норильске такой, что на каждого жителя этого промышленного района приходится 9 тонн выбросов, а на Норильск - более 11% всех выбросов России. Даже на технике безопасности собственных рабочих администрация, похоже, предпочитает экономить - если в 2008 году в "Норникеле" на 1 тыс. занятых пришлось 1,7 несчастных случаев, то в 2009 году - уже 2,3, что существенно превысило общероссийский уровень.

    Напрашивается сакраментальный русский вопрос: что делать? По мнению автора, в описанной ситуации с ГМК "Норильский никель" принципиально важно нормализовать внутреннюю культуру компании. Это значит не просто продекларировать ценности, разделяемые мировым цивилизованным бизнесом, а следовать им в каждом аспекте управления и деятельности компании. Все это просто, если те, кто управляют компанией, в это верят, то есть разделяют такие ценности. А если не верят и не могут разделить - надо менять топ-менеджмент, каким бы он лояльным ни был.

    Поделиться