13.04.2011 23:10
    Поделиться

    Дмитрий Шеваров: В Юрии Визборе было много пушкинского

    В эти дни исполняется 50 лет, как Юрий Визбор написал: "Лыжи у печки стоят..."

    Домбайский вальс

    Лыжи у печки стоят,

    Гаснет закат за горой.

    Месяц кончается март,

    Скоро нам ехать домой.

    Здравствуйте, хмурые дни,

    Горное солнце, прощай!

    Мы навсегда сохраним

    В сердце своем этот край.

    Нас провожает с тобой

    Гордый красавец Эрцог,

    Нас ожидает с тобой

    Марево дальних дорог.

    Вот и окончился круг, -

    Помни, надейся, скучай!

    Снежные флаги разлук

    Вывесил старый Домбай.

    Что ж ты стоишь на тропе,

    Что ж ты не хочешь идти?

    Нам надо песню допеть,

    Нам надо меньше грустить.

    Снизу кричат поезда, -

    Правда, кончается март.

    Ранняя всходит звезда,

    Где-то лавины шумят.

    Юрий Визбор

    19 апреля 1961 года

    Где бы Визбор не пел эту песню, находились знатоки, которые советовали: "Перепишите первую строчку. Лыжи категорически нельзя ставить у печки!" Юрий Иосифович отшучивался или устало соглашался, но спорную строчку не менял. Интересно, что у профессиональных горнолыжников и альпинистов вопросов к песне не было. Они понимали, что песня не о лыжах. И даже не о горах. Она о том, о чем писал Пушкин, глядя на укрытые облаками вершины (во время путешествия в Арзрум):

    ...Далекий, вожделенный брег!

    Туда б, сказав прости ущелью,

    Подняться к вольной вышине!

    Туда б, в заоблачную келью,

    В соседство Бога скрыться мне!

    В Юрии Визборе много было именно пушкинского. Не о поэзии говорю - о характере, о жажде любви и странствий, о порывистости. Им было бы о чем поговорить у костра и помимо литературы.

    Как это ни покажется странным, но шестидесятник Визбор с его песнями-репортажами о советских подводниках и полярниках - он был дальним эхом "дней Александровых прекрасного начала". Его "спокойно, дружище, спокойно..." куда ближе к Денису Давыдову, чем к громким именам века двадцатого. Визбор замечательно чувствовал ХIХ век, хотя в песнях редко о нем вспоминал.

    ... С работы домой я уезжаю с самого маленького из московских вокзалов - Савеловского. Здесь перед выходом на платформу раньше стоял музыкальный киоск. И вдруг из него - перебор гитарных струн, голос такой знакомый, будто меня окликнули.

    Синий дым плывет над нами мягкой вечностью.

    Чиркнет спичка - сигарета вспыхнет вновь.

    За окном с зонтами ходит человечество,

    Обокраденное нами на любовь...

    А потом подошла электричка, и я забежал в третий вагон с головы поезда. Третий вагон - визборовский. Почему? В 1960-е годы зимой и ранней весной все электрички по выходным были заполнены лыжниками. Визбор тоже ездил с друзьями до станции "Турист". Встречались в третьем вагоне у третьей скамейки.

    ...Да, чуть не забыл сказать: "Домбайский вальс" - первая в мире песня, исполненная под гитару на космической орбите. В 1978 году Александр Иванченков спел песню Визбора во время сеанса связи с Землей.

    Нам с годами ближе станут эти

    песни,

    Каждая их строчка будет

    дорога, -

    Снова чьи-то лыжи греются

    у печки,

    На плато полночном снежная

    пурга...

    (Александр Городницкий)

    Написать автору вы можете по адресу: dmitri.shevarov@yandex.ru

    Поделиться