13.04.2011 23:00
    Поделиться

    На экранах - один из самых ожидаемых фильмов - "Generation П" по роману Виктора Пелевина

    Наконец-то клипмейкерам официально нашлось место в кино...

    В прокат 14 апреля выходит фильм по культовому роману Виктора Пелевина "Generation П" ("Generation" в переводе с английского - "поколение").

    Это именно та книга, которая заставляет принять или нет все последующее творчество Пелевина. И понять, насколько оно отличается от попыток говорить об эпохе в произведениях вроде минаевского "ДухLess" - практически о том же, но явно не в пользу последнего. Книга Пелевина в сегодняшней России осталась очень актуальной. Наверное, к сожалению. А что фильм?

    Картина, которая по сегодняшним меркам делалась очень долго - называются сроки от пяти до семи лет, - выходит в прокат в странное для нее время. В России иногда наступают периоды, когда из своей истории мы начинаем делать фетиш - сейчас это происходит с 90. И эту тенденцию лишь подчеркнул фильм "ПираМММида" о Сергее Мавроди, что вышел в прокат чуть ранее, чем "Generation П". В нем - попытка осмыслить в кино 90-е дана с точки зрения тех, кто делает деньги через деньги, в "Generation П" - тех, кто делает деньги через рекламу. Но если в "ПираМММиде" продюсер Сергей Ливнев для отражения эпохи находит свой ход - отвечает на вопрос, как могла бы развиваться Россия, пойди она по другому пути, то здесь за авторов картины все делает Пелевин, а их задача перенести это на экран, не "расплескав" при этом авторскую неповторимость. Справились ли с ней?

    Вопрос, которым задаешься сразу после фильма, - как это такую замечательную тему рекламы и клипов, как выражения идей поколения, пропустила целая генерация российских режиссеров, которые вышли из клипмейкеров, - Бондарчук, Бекмамбетов и им подобные. Почему они не взялись за такую благодатную жилу? Есть версия ответа: перейдя в большое кино, эти режиссеры захотели, чтобы их перестали воспринимать, как клипмейкеров. А живущий в Америке режиссер Виктор Гинзбург, который тоже много занимался рекламой и "Generation П" - это его первый игровой фильм (были еще документальные), наоборот сделал на это ставку. И режиссура "русского американца" пошла картине на пользу. Потому что стоит только представить, как мог ее снять современный российский режиссер, тот же Бекмамбетов, насытив продакт-плэйсментом (реклама товаров и услуг) и вставив между роликами по сценарию Пелевина нечто из реальной жизни эпохи 90-х. "Всемирная история. Банк империал", например. Он бы еще пригласил в этот фильм кого-либо из голливудских звезд для успешного мирового проката. Виктор Гинзбург честно признается, что продакт плэйсмент для него значения не имел. А что касается работы с брендами, то тут важность, по его словам, была не в том, сколько заплатят, а в возможности похулиганить. Видимо, поэтому работа над картиной и шла так долго. По поводу приглашения в фильм "Generation П" звезд голливудских, Гинзбург, сказал обозревателю "РГ", что первоначально у него была такая идея, но потом он решил все же не портить - дословно - "чистоту рассказа". Так что из тех актеров, кто живет и работает за океаном, в фильме занят лишь Олег Тактаров в роли Вовчика Малого.

    Беда, однако, в том, что реклама в нашей стране сегодня воспринимается по-другому. И задачи ее снова иные. Скажем, слоган пелевинского героя Вавилена Татарского, придуманный к сигаретам "Парламент", - "И дым отечества нам сладок и приятен", в связи с лесными пожарами прошлого лета в нынешней России уже трактуют иначе. Кто не верит, сходите в театр Школа Современной Пьесы и посмотрите спектакль по грибоедовскому "Горю от ума" - что творится с залом в эту минуту.

    У авторов картины для того, чтобы сделать успешную работу, было два выхода - либо переносить на экран текст "культовой книги", не отступая от него в ключевых эпизодах ни на йоту, либо на языке кино передать пелевинскую мистификацию. Ни того и ни другого не случилось. По поводу переноса - Гинзбург признался, что приступил к работе над фильмом, не имея законченного варианта сценария. И это чувствуется. Даже теми, кто Пелевина не читал... А кто помнит текст книги, думает, что его обокрали. Авторы тонут в материале, и это заставляет их обрывать фразы и сцены, порой без чувства меры.

    На все претензии обозревателя "РГ" по поводу сценария Виктор Гинзбург сказал так:

    - На самом деле те сцены, которые вам показались оборванными, сняты полностью. И в какой-то момент, я думаю, вы увидите их или в Интернете, или в телевизионной версии, или на DVD... Пока не знаю. Я сам переживаю, что пришлось их сократить, но того требовала динамика фильма.

    Что поможет картине "Generation П" не стать однодневкой, что спасает ее - это удачно проведенный кастинг. Отличные актеры - все продукты времени 90-х, все на своих местах. Владимир Епифанцев, играющий главную роль - творца- "криэйтора" Вавилена Татарского, вмиг заставит забыть обо всех плохих сериалах, в которых он снимался. Шнур - незаменимый Гиреев. Кстати, на эту роль пробовался также Иван Охлобыстин, который в итоге сыграл славянофила Малюту и лучшего трудно себе представить. Удача, что успели зафиксировать Романа Трахтенберга в роли Саши Бло. Александру Гордону для роли Ханина даже не нужно было особо перевоплощаться (здесь - смайлик). На вопрос обозревателя "РГ" - не заставила ли роль в этом фильме пересмотреть работу на телевидении, Гордон лишь улыбнулся: "А вы думаете, я всего этого не знал?"

    Однако самый главный вопрос - понятна ли будет эта картина даже не тем, кто не читал Пелевина, а просто новому поколению? Если думать про клиповое мышление нынешней киноаудитории, то да. Но во всем остальном - думаю, что вряд ли. Хотя Иван Засурский - ассоциативный продюсер картины считает иначе.

    - Я надеюсь, что нам удастся оторвать молодое поколение от Интернета. Это фильм - наш ответ "Матрице", - сказал он. Но пойдет ли поколение NET в кинотеатры? Есть ощущение, что для них фильм "Generation П" событием не станет.

    Подробности

    на сайте

    www.rg.ru

    Между тем

    Авторы подчеркивают, что в прокате картина будет идти одновременно с "Цитаделью" - третьей заключительной частью трилогии Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", и пытаются просчитать возможный отток аудитории. Лучше бы они обратили внимание на то, что их картина пересекается в прокате с фильмом Юрия Кары "Мастер и Маргарита". И в обоих случаях - результат похож.. Пелевин, как и Булгаков, экранизации, на мой взгляд, не поддается.

    Поделиться