13.04.2011 23:40
    Поделиться

    Юрий Герций: Большинству безработных, начавших свое дело в кризис, удалось сохранить бизнес

    Большинству безработных, начавших свое дело в кризис, удалось сохранить бизнес

    Эксперты рынка труда единодушно признают: уровень безработицы в России в период кризиса оказался гораздо ниже всех прогнозов и ниже, чем в странах с аналогичной экономикой. Это стало возможным благодаря активным государственным программам поддержки занятости. И главным двигателем этих программ стала Федеральная служба по труду и занятости, которая в эти дни отмечает свое 20-летие.

    На "деловом завтраке" в "РГ" глава Роструда Юрий Герций подвел итоги непростых кризисных лет и рассказал о том, что ждет рынок труда в ближайшем будущем.

    Российская газета: В самый разгар кризиса работодатели многих вынуждали увольняться по собственному желанию. Тогда были приняты поправки в законодательство, позволяющие платить им пособие по безработице по полной ставке. Продолжается ли "выдавливание" людей на предприятиях и не планируется ли отменить эту норму закона?

    Юрий Герций: Когда начался кризис, в 2008 году, на ряде предприятий произошли структурные изменения и возникла необходимость сокращения персонала. Где-то увольняли в соответствии с положениями Трудового кодекса, где-то мы стали наблюдать картину, когда люди вынуждены были уходить по собственному желанию.

    Доказать, что человека вытесняли с предприятия, очень сложно. Должны быть доказательства: показания свидетелей, записи и так далее. Исходя из этого были приняты поправки в закон о занятости, предусматривающие выплату пособий по безработице исходя из среднего заработка также и для уволенных по собственному желанию. И пересматривать эту норму нет необходимости, потому что в основном причины увольнения людей по собственному желанию обоснованны. В прошлом году мы провели исследование: что побуждает людей увольняться? Большинство ссылались на плохие условия или низкую оплату труда.

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    РГ: Как измеряется напряженность на рынке труда?

    Герций: На рынке труда есть экономически активное население, граждане, занятые в экономике и незанятые, имеются соответственно рабочие места и вакансии. Соотношение числа зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию - это и есть коэффициент напряженности на рынке труда. Сейчас у нас в банке данных вакансий зафиксирован 1 миллион 165 тысяч свободных рабочих мест, безработных - 1 миллион 540 тысяч. Коэффициент напряженности 1,1.

    РГ: Но ведь не все обращаются в центры занятости?

    Герций: По методике Международной организации труда общая безработица выше зарегистрированной примерно втрое. И здесь напрашивается вывод: если люди не приходят в службу занятости - значит, нет у них в этом потребности. Если нет потребности, значит, они занимаются какими-то другими видами деятельности. А граждане, которые по-настоящему ищут работу, обращаются к нам, и мы им помогаем.

    Через службу проходит 35-40 процентов людей, ищущих работу. За прошлый год к нам обратились 12,5 миллиона человек (в 2009 году их было около 15 миллионов). Из них безработными зарегистрированы 6 миллионов, 3,5 миллиона трудоустроены.

    РГ: Вы анализируете ситуацию по регионам или в целом по России?

    Герций: У нас данные в целом по России, и мы анализируем данные в региональном разрезе, в субъектах есть информация по каждому центру занятости и населенному пункту. Сейчас, к примеру, мы знаем, что самый высокий коэффициент напряженности в Чеченской Республике, потом идут Ингушетия, Дагестан, Тыва, Забайкалье. Но там высокая безработица не в связи с кризисом. Она традиционна.

    Ежегодно составляется список регионов с напряженной ситуацией на рынке труда, где безработных много, а возможности трудоустройства низкие. В него обычно входят 10-15 субъектов, и там отрабатываются специальные программы по стабилизации ситуации.

    РГ: Если есть регионы, где из года в год высокая напряженность, получается, что федеральный бюджет им помогает, но они сами не пытаются улучшить ситуацию, не создают рабочие места.

    Герций: Региональные власти действуют в рамках своих полномочий. Например, прорабатывают варианты переезда людей для работы в другую местность. Тут хочется уточнить, что это возможно в рамках как "антикризисных" программ занятости, так и в реализации мероприятий активной политики. Служба занятости субъекта должна подготовить человека для работы на другой территории. Характер работы может быть постоянный, временный, сезонный. Он может и в границах своего региона переехать. И мы ему тоже окажем материальную поддержку. Это направление активно используется в Красноярском крае, люди мигрируют внутри региона с юга на север.

    РГ: Для человека, который переезжает на работу, есть разница участвовать в постоянной или дополнительной программе занятости? Разные деньги?

    Герций: Деньги там примерно одинаковые. Это разные программы. Первая - для безработных, вторая - для находящихся под угрозой увольнения. Таким образом, у нас за прошлый год переехали четыре тысячи человек (не считая членов семей) по первой программе, и девять тысяч - по второй. И там людям оплачивается дорога к месту работы, "суточные" в пути и компенсируется аренда жилья в течение трех месяцев - 550 рублей в день. Безработным могут оплатить по такой схеме и обучение в другой местности.

    РГ: Как происходит отбор претендентов? Все-таки одного резюме мало, чтобы получить представление о человеке.

    Герций: Есть несколько вариантов проведения собеседований. Наиболее популярное - в видеорежиме. Все центры занятости России могут работать по скайпу. И предоставляют свои технические возможности соискателям и работодателям. После такого собеседования уже можно принимать решение.

    Вторая форма, которую мы применяем для трудоизбыточных регионов, - это возможность работодателей приехать в субъект и провести организованное собеседование с людьми, которые желают переехать для работы к ним. Мы такое мероприятие провели в декабре в Чеченской Республике. В Грозный прибыли работодатели из Центральной части, Поволжья, Урала, Сибири. 28 апреля аналогичное мероприятие пройдет в Ингушетии.

    РГ: Каких специалистов набирают на Кавказе?

    Герций: Строителей, специалистов сельского хозяйства. Электростальский завод тяжелого машиностроения долго искал специалистов и нашел их именно в Чеченской Республике.

    РГ: А где живут мигранты?

    Герций: Процентов 80 вакансий для них с предоставлением жилья. Это особенно характерно для сельских территорий. К примеру, в Псковской области переселенцам из Ингушетии имеется возможность предоставить дома в сельских поселениях. Где-то еще общежития сохранились. Хотя, конечно, жилье - самый больной вопрос. Миграция станет свободной и популярной тогда, когда для людей будут созданы условия - где жить, учиться, лечиться, чтобы можно было переехать с семьей, поселиться в нормальном помещении, отдать ребенка в детский сад. Пока мало кто из работодателей может предоставить подобные условия. А скитаться по углам люди не хотят.

    Есть еще вахтовый метод работы - люди приезжают на месяц-два-три, селятся в общежитии, отрабатывают и домой на столько же. Как правило, такие рабочие места есть в нефтегазовой отрасли, рыбной, на лесозаготовках.

    РГ: Трудоизбыточность возникает не из-за того, что людей слишком много, а потому что рабочих мест мало. И если внутренняя миграция будет активизироваться, не получится ли, что некоторые регионы оголятся и потеряют возможность развиваться?

    Герций: Я полагаю, что массового оттока жителей с этих территорий не будет в силу национальных традиций. И когда стабилизируется ситуация, люди вернутся на родину. А потом, работая в другом субъекте, они получают новые навыки, повышают квалификацию, которые им могут пригодиться дома. Программы ни в коем случае не ставят цель оттока жителей территории, они обеспечивают занятость и подготовку кадров.

    РГ: Нет ли опасности, что в результате усиленной внутренней миграции с Северного Кавказа этнический состав некоторых регионов сместится в нежелательную сторону?

    Герций: Я думаю, что такой опасности нет. В Пензенскую область переехали более 100 семей из Дагестана. И там нет никаких проблем. Я разговаривал с губернатором. Но начинают возникать неожиданные вопросы. Например, переселенцы хотят, чтобы дети изучали свой родной язык. А преподавателей нет. Губернатору теперь надо думать об учителях.

    РГ: Когда мы вступили в кризис, были придуманы программы на все случаи жизни. Насколько они оказались эффективны и какая тактика будет дальше?

    Герций: Мероприятия, определенные законом о занятости населения, в основном направлены на безработных. Кризис показал, что надо посмотреть и на тех, кто находится в трудовых отношениях, и на тех, кто ищет работу. Поэтому к основным программам добавились "антикризисные". Сегодня можно сказать, что все они успешно реализованы.

    К примеру, программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2010 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения. Трудоустройство и закрепляемость - примерно 80 процентов. Сейчас мы приходим к тому, чтобы органы занятости в большей степени готовили людей под конкретное рабочее место. То есть, заключая контракт на профессиональное обучение, мы смотрим, куда потом пойдет человек, где будет применять свои знания. И это дает хорошие результаты. Хотя не в каждой ситуации можно так спланировать. Например, если курс обучения длится месяц, а то и три месяца, работодатель может не дождаться и взять готового специалиста. 20 процентов "выпадают" из-за этого. Но, как правило, они потом все равно трудоустраиваются.

    В условиях кризиса мы пришли к выводу, что нужно предприятиям оказать материальную поддержку в обучении и переобучении персонала. Мы специально выделили это направление, обеспечили финансирование. Предприятия, которые участвовали в этой программе, в основном сохранили свой трудовой потенциал. В 2009 году мы обучили 215 тысяч человек на предприятиях, в 2010-м - 137 тысяч. Я был недавно на брянском заводе, там провели обучение, все люди остались на предприятии. Был в Чебоксарах на тракторном заводе - то же самое.

    Следующее направление, которое себя очень хорошо зарекомендовало, это работа с учебными заведениями и стажировка. Мы посмотрели, каково количество людей разных форм обучения не определились по своей трудовой деятельности: 70 тысяч человек по стране. Столько бывших студентов и выпускников пришли к нам за помощью. Мы нашли возможность организации стажировки по полученной профессии или смежной.

    Молодые специалисты, находясь на производственной деятельности, получали доплату за счет средств федерального бюджета - 4300 рублей, остальную часть зарплаты доплачивал работодатель, и это выгодно. К тому же с прошлого года мы стали доплачивать немного больше двух тысяч рублей наставникам. Итого в прошлом году в программе приняли участие 115 тысяч человек, 40 тысяч из них - наставники.

    РГ: А вузы проявляют какой-то интерес, инициативу к трудоустройству выпускников?

    Герций: В каждом вузе сейчас есть структура, которая занимается содействием в трудоустройстве. Они работают в тесном сотрудничестве с нашими органами занятости, с предприятиями, по профилю которых они готовят специалистов. Вузы очень много проводят различных мероприятий - ярмарки вакансий, ярмарки трудоустройства. Мы ежегодно на протяжении шести лет проводим научно-практическую двухдневную видеоконференцию совместно с министерством образования и Петрозаводским госуниверситетом. В этом университете создана специальная кафедра. В ходе конференций мы изучаем потребность в образовательных услугах и в специалистах. Издаем сборник. При подготовке различных программ этот материал используем, потому что там результаты научных исследований, опыт работодателей и службы занятости.

    РГ: По вашим оценкам, сколько выпускников по специальности устраивается?

    Герций: Мы можем сказать, что в cлужбу занятости в 2010 году обратились 15,5 тысячи выпускников вузов, 17,5 тысячи выпускников учреждений среднего профессионального обучения, 16,9 тысячи - начально-профессионального обучения. Мы сейчас с минобразования ведем мониторинг - выпускники каких вузов и по какой профессии встают к нам на учет. Этот материал публикуем на сайте. Учебное заведение такое-то, готовит по таким-то профессиям, столько-то выпустило специалистов, столько - пришли в службу занятости. На основе этих данных минобразования вместе с Рособрнадзором смотрят, давать лицензию вузу или не давать.

    РГ: Программы самозанятости предполагаете развивать? Похоже, людям это понравилось.

    Герций: Это должна быть постоянно действующая форма. Потому что та форма, которая сейчас через закон проходит, обеспечивает только подготовку человека к самозанятости, но не оказывает ему материальную поддержку. А для того чтобы безработный открыл свое собственное дело, ему нужно дать толчок. И та форма, которую мы сейчас имеем в виде максимального размера пособия по безработице за 12 месяцев - 58 800 рублей, дает свои результаты.

    К примеру, в Тверской области из того бизнеса, который был открыт в 2009 году, 92 процента сохранилось. В целом по стране этот показатель - 90 процентов. Тоже неплохо.

    РГ: Можно деньги, которые даются на открытие собственного дела, проесть-пропить?

    Герций: Таких фактов не было. Да и невозможно истратить деньги на какие-то другие цели, потому что договор не позволяет. Если, допустим, человек по бизнес-плану собирается купить 5 бычков, значит, деньги эти можно направить только на приобретение этих бычков. Если он собирается открыть парикмахерскую, то может купить только оборудование для парикмахерской. Он же деньги в карман не получает, они идут перечислением из банка.

    Я думаю, что эта программа должна иметь постоянное развитие. И надо обязательно поощрять практику, когда безработный, открывший свое дело, приглашает на работу другого такого же безработного. В этом случае работник приходит с такой же суммой. В результате они уже не просто бычков покупают, а создают перерабатывающее производство.

    Кстати, самая сложная проблема для тех, кто открыл собственное дело (примерно 75-80 процентов из них - это жители сельских территорий), куда деть продукцию. Молоко, творог, мясо, яйца он сам для себя не реализует. Это нужно куда-то сбыть. И надо найти посредника, который будет заниматься этим. Пошли на то, что люди стали открывать собственное дело - "заготовщик молока", например. Приобретает, собирает, идет на молочный комбинат. Грубо говоря, мы вернулись к кооперации. Она начинает развиваться и работать.

    РГ: Последняя перепись показала, что наше население уменьшилось более чем на 2 миллиона человек. Можно ли предположить, что будет активизирована программа привлечения наших соотечественников из-за рубежа? До сих пор она показывала довольно скромные результаты.

    Герций: Основная проблема, на мой взгляд, состоит из двух частей. Первая - это создание комфортных условий жизни, вторая - реальность их трудоустройства по профессии, с которой они приезжают. По нашим оценкам, примерно процентов 40 участников госпрограммы содействия переселению обращаются в службу занятости в поисках работы. Значит, что-то не срабатывает. Это, естественно, вызывает недовольство переселившихся и опасения тех, кто собирается переехать.

    историческая справка

    Газета "Правда" 7 ноября 1930 года писала, что "пролетариат СССР в союзе с трудящимся крестьянством под руководством ВКП(б), разбивая классовых врагов, в ожесточенной борьбе за социализм добились полной ликвидации безработицы в СССР". Последняя биржа труда была закрыта в СССР в 1933 году, после чего считалось, что безработица в стране была окончательно ликвидирована.

    Годы политических и экономических реформ привели к тому, что проблема занятости вновь стала реальностью. 19 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ "О занятости населения Российской Федерации". Создана государственная служба занятости. Для финансирования программ занятости и оказания социальной поддержки безработным использовались средства Фонда занятости населения, основным источником которого были обязательные страховые отчисления работодателей. С 2001 года финансирование государственной политики занятости осуществляется из федерального бюджета. В 2007 году полномочия в сфере занятости населения переданы в субъекты РФ.

    Штрафы, наложенные на работодателей инспекторами труда

    Преступления и наказания

    Поделиться