13.04.2011 11:42
    Поделиться

    Менеджер Виталия Петрова рассказала, как пилоты "Формулы-1" выдерживают жару и влажность Малайзии

    Уже много лет, отправляясь в Малайзию, я собираю в чемодан самые легкие платья, но каждый год история повторяется. Изнуряющая жара и стопроцентная влажность все равно берут свое, и по вечерам в гостиницу я возвращаюсь едва дыша и тут же жадно запрыгиваю в ледяной душ.

    Каждый раз, наблюдая за гонками Гран При, я поражаюсь выносливости гонщиков "Формулы-1". Ведь они проводят в кокпите более двух часов по ходу заезда, и при этом полностью экипированы в многослойные комбинезоны, под которыми обязательно присутствует огнестойкое белье. Да что уж говорить - попробуйте просто проехать по городу в кондиционированной машине в шлеме весом более килограмма! Каждый год я задаю многим гонщикам один и тот же вопрос: "Что самое главное в таких условиях, что надо делать специального, чтобы не потерять концентрацию по ходу заезда?" И все в один голос отвечают, что самое основное - это правильное питье. Причем не количество потребляемой жидкости, а ее качество. У каждого пилота своя методика, которая, конечно же, держится в секрете, как и многое другое в "Формуле-1". Естественно, сами пилоты не занимаются подготовкой колдовских напитков. Для этого у каждого гонщика есть физиотерапевт. В большинстве коллективов тренировочно-медицинский процесс взят под контроль руководства команды, и тогда подготовка к каждому этапу проходит по единой схеме для обоих пилотов. Иногда гонщики приходят в команду со своим тренером. Виталий Петров пригласил физиотерапевта, с которым работал в период выступлений в Гран При-2, с ним он стал вице-чемпионом GP2. Чави Сандоваль - каталонец - никогда до этого не работал в "Формуле-1", он долгое время занимался разработкой программ подготовки футболистов "Барселоны", за специальной методикой тренировки к нему в Испанию прилетают такие знаменитые гости, как Деми Мур.

    Я обратила внимание, что с приходом Чави в команду Виталий стал спокойнее - он доверяет своему тренеру, у них нет секретов. Ребята тренируются каждый день. Играют в теннис, в футбол, просто ходят в зал. Они оба прилетели в Малайзию во вторник утром, чтобы немного акклиматизироваться в дикой жаре. Виталий сказал мне, что в следующем году хочет приехать еще раньше - так будет больше времени на подготовку. Например, Льюис Хэмильтон прилетел в Малайзию сразу после гонки в Мельбурне и две недели провел во влажном и теплом Куала-Лумпуре. Сразу по прилету на Сепанг Виталий получил от своего тренера волшебную бутылку - в обычную минеральную воду были добавлены соли, которые помогают телу удерживать влажность. Я пробовала эту гремучую смесь - кислятина страшная! И вот такой воды надо выпивать от 2,5 до 3 литров в день.

    Кроме напитков, в жару меняется и система питания. Вспомните, жарким подмосковным вечером трудно заставить свое чадо есть борщ или котлеты. Мы переходим на облегченное питание, заменяя привычные супы окрошками, а мясные блюда меняем на овощи. Точно так же и в спорте. Не просто меняется состав блюд - гонщик на жарких этапах ест очень мало. Вот например, малазийский обед Виталия Петрова выглядит так: три крошечные дольки арбуза, половинка банана и десяток виноградин. Чтобы не потерять энергию, полагается еще небольшой батончик мюсли. Желательно прекратить принимать пищу часов в 7-7:30 вечера. Тогда на завтрак в восемь утра получишь сырный сэндвич с чаем.

    Помимо диетических изысков, существуют и секреты тренировок. Большинство гонщиков отказываются в жару от посещения любых кондиционированных помещений - резкие перепады температуры выматывают тело. В Малайзии по вечерам Виталий и Чави отправлялись... нет, не в бассейн - в сауну! У меня есть приятель - двукратный чемпион мира Иван Мюллер, так вот он и вовсе давно поставил свой велотренажер в сауну и тренируется там ежедневно по 40-50 минут! Говорит, помогает! А ведь Ивану уже 41 год, и он снова лидирует в кузовном первенстве планеты, опережая куда более молодых пилотов!

    К старту гонки все пилоты готовятся по-разному. Кто-то предпочитает вздремнуть часок, кто-то активно разминается. В пору выступлений в Гран При-2 партнером Виталия по команде был француз Ромэн Грожан - он и вовсе бегал сорок минут прямо перед тем, как запрыгнуть в кокпит! Говорит, избыток эмоций оставлял на беговой дорожке. Я обратила внимание, что Ник Хайдфельд и Виталий Петров готовятся к заездам почти одинаково. Разве что Нику требуется больше времени на упражнения по растяжке тела! И еще я видела, что Ник отчаянно прыгает через скакалку! Все остальное - почти по одной схеме. Концентрация, внимательность, собранность.

    Наверняка болельщики обращали внимание, что на стартовой решетке все пилоты покидают болиды и отправляются под зонтики к своим тренерам. Там идут последние приготовления к этапу - на тело надевают охлаждающие жилеты, многие гонщики любят даже ледяной душ. Так, двукратный чемпион мира Мика Хаккинен перед тем, как одеть шлем, насыпал в него полкило льда. Чави Сандоваль не приветствует экстрима. Даже охлаждающий жилет он остудил лишь до температуры 25 градусов. Если жилет заморозить, то разогретое тело при соприкосновении с холодной поверхностью начнет отдавать энергию. А она очень потребуется в гонке.

    В кокпите каждого пилота находится специальная емкость, куда перед стартом заливается вода - по ходу заезда пилоты могут попить. Виталий называет эту жидкость чаем -  не важно, какой температуры будет напиток, когда его заливают, уже через пару кругов его темперартура равна примерно 60-70 градусам. Не очень охлаждающий напиток - единственная отрада по ходу гонки.

    В заезде в малазийском Сепанге Виталию не хватило двух кругов, чтобы набрать зачетные очки. Небольшая помарка, наезд на затаившуюся в траве кочку и полет на высоту 1,5 метра. Сильнейший удар, от которого поломалась рулевая колонка. Моя первая мысль - из-за ненадежного крепления вала к рулевой рейке погиб Айртон Сенна в злостчастном повороте Тамбурелло в итальянской Имоле. Слава Богу, Виталий ехал по прямой и впереди не было бетонной стены. Но первое, что Виталий сказал мне после гонки - что он совсем не устал. Организму хватило сил и выносливости. Даже техника сдалась и не выдержала, а подготовленный человеческий организм в экстремальной ситации оказался крепче.

    От редакции

    В России тысячи фанатов "Формулы-1", но лишь единицы знают, что на самом деле творится внутри "королевских гонок". Как готовятся спортсмены - что пьют, едят, с кем общаются, о чем думают и как отдыхают. Менеджер первого и единственного русского пилота "Формулы-1" Оксана Косаченко любезно согласилась приоткрыть читателям "РГ" дверь в мир "Больших призов" и рассказать о том, чего никогда не увидишь в телетрансляции. Ее колонки теперь будут регулярно выходить на сайте "Российской газеты". Сегодня мы публикуем первый очерк Оксаны Косаченко по итогам Гран-При Малайзии.  

    Поделиться