11.04.2011 23:48
    Поделиться

    Анатолий Голомолзин: Ценообразование нефтяного рынка России остается до сих пор непрозрачным

    Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в заинтересованные ведомства проекты законов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ". Затем документы будут направлены в правительство РФ, сообщил "РБГ" заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

    - Анатолий Николаевич, какие ведомства еще готовили проекты этих законов?

    - Эти проекты готовила Федеральная антимонопольная служба. Сейчас мы направили законопроекты на согласование в ведомства: минэкономразвития, минэнерго и ФСФР. В ближайшее время рассчитываем получить от них реакцию на эти документы. Очень рассчитываем на поддержку.

    - В чем суть законопроектов?

    - Что касается этих законопроектов, то, во-первых, они основаны на двух базовых документах правительственного уровня. Это Энергетическая стратегия России, утвержденная правительством, и Программа по развитию конкуренции в Российской Федерации, также утвержденная правительством. В соответствии с данными документами необходимо обеспечить прозрачное ценообразование на рынках нефти и нефтепродуктов, которое основывалось бы на механизмах конкуренции и способствовало развитию конкуренции. Реально рыночные принципы позволяют обеспечить потребности внутреннего рынка по доступным ценам высококачественным топливом.

    - Вы полагаете, ценообразование было до сих пор непрозрачным?

    - Оно было непрозрачным и пока, к сожалению, таким остается. Следствием этого является в том числе и серия дел, которая была рассмотрена антимонопольными органами. У участников рынка нет информации о ценах, в том числе об отпускных ценах с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Вследствие этого участники рынка не могут на недискриминационных условиях получать соответствующие продукты, а это в свою очередь ведет к неравным условиям конкуренции и к необоснованному росту цен.

    - Что предлагается?

    - В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое - это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе - это биржевые котировки. И третье - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут. Для формирования индекса цен сопоставимых зарубежных рынков предлагается в законе определить соответствующий алгоритм расчета этой цены. Предлагается использовать метод обратного отсчета от цен конкурентного внешнего рынка с применением мер защиты внутреннего рынка. Формула достаточно простая: цена внешнего рынка минус пошлина, которая позволяет защищать внутренний рынок и иметь на внутреннем рынке цены ниже мировых, минус транспортная логистика. По тем продуктам, которые торгуются на внешнем рынке и у которых есть аналог в России, это можно сделать прямым счетом. По тем продуктам, по которым на внутреннем рынке нет аналогов, это делается соответствующим пересчетом от того топлива, которое на внешнем рынке котируется. Например, зимнее дизельное топливо можно привязать соответствующим коэффициентом к дизельному топливу летнему, которое является продуктом торговли на внешнем рынке.

    Закон сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на рынке

    - Каков следующий индекс?

    - Следующий индекс биржевой. Мы говорим о том, что, для того чтобы этот индекс был представительным и реально рыночным, должны соблюдаться определенные требования, которые сформулированы в Законе "О защите конкуренции", на который содержится отсылка в законопроекте. Эти требования в виде соответствующих поправок в Закон "О защите конкуренции" сформулированы в рамках третьего антимонопольного проекта. Нормы данного законопроекта носят универсальный характер и распространятся на условия организации биржевых торгов применительно к различным товарным рынкам. Этот документ в большей степени проработан и согласован с ведомствами.

    Законопроект о рыночном ценообразовании дает дополнительную конкретизацию антимонопольных требований с учетом специфики рынков нефти и нефтепродуктов. В частности, речь идет о том, что в режиме биржевой торговли должно реализовываться не менее 15 процентов топлива. При этом биржевая торговля должна осуществляться на регулярной основе в равномерном режиме. Только эти и другие, установленные в проектах законов, антимонопольные требования позволяют получить соответствующий корректный биржевой индекс.

    И наконец третье - внебиржевые цены. Мы говорим о необходимости регистрации внебиржевых цен всеми предприятиями, которые производят нефтепродукты в Российской Федерации. И далее обезличенно они будут публиковаться. То есть не будут раскрываться параметры сделок или информация об их участниках, но цены по итогам каждой торговой сессии по установленным правилам обобщат, и будет сформирован соответствующий индекс цен. Тогда всем станет понятно, сколько же стоит нефтепродукт, непосредственно отпускаемый с НПЗ. И если, например, в каких-то регионах он будет приобретаться по ценам существенно более высоким, тогда у тех, кто торгует на рынке, и у контрольных органов, возникнет вопрос: почему и где происходит накрутка цены? У организации, которая занимается производством нефтепродуктов, организации, которая занимается сбытом нефтепродуктов, организации, решающей вопросы логистики, или где-то еще? Поэтому важно публиковать исходные цены.

    Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на рыночный уровень и не допускать необоснованного их роста.

    - Какие новшества принесет на нефтяной рынок закон "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ"?

    - Данный закон дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать монополизации рынков розничной реализации нефтепродуктов. Надо не допускать сделок слияний и приобретений, а также не допустить выделения земельных участков под постройку автозаправочных станций (АЗС) тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов.

    В законе также идет речь о том, чтобы гарантировать недискриминационный доступ к услугам по хранению нефтепродуктов. Если на региональных рынках имеются хозяйствующие субъекты, владеющие нефтебазами, и их доля на рынке оказания услуг по хранению топлива превышает 25 процентов, то другие участники топливного рынка должны иметь возможность на недискриминационных условиях получать эту услугу. Предлагается принимать соответствующие правила, аналогичные тем, которые мы сейчас принимаем в отношении субъектов естественных монополий, где четко расписываются все процедуры, связанные с взаимоотношением с этими нефтебазами в рамках этих правил.

    Есть еще требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Это необходимо для того, чтобы создать недискриминационные условия деятельности на товарных рынках. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Будут равные условия конкуренции - будет и стабильное ценообразование.

    Еще одно новшество - повышение прозрачности. В частности, обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Эта информация важна не только для оптимизации хозяйственной деятельности топливных компаний, но и важна для антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

    Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах. Причем как расположенных на НПЗ, так и на региональных нефтебазах. Вы, наверное, не раз слышали о том, что, по данным министерства энергетики США, остатки нефтепродуктов такие-то.

    Эта информация важна для участников рынка, поскольку от нее зависит то или иное изменение цен на нефтепродукты. Поскольку понятно, что если нефтепродуктов мало, значит, цены могут вырасти. Если их в достаточном количестве, то цены могут снижаться. Мы же в России, к сожалению, пока такой информации не имеем.

    Такова суть этих законопроектов.

    - Почему будут обязательными закупки части нефтепродуктов для нужд компаний с государственным участием?

    - Потому что речь идет о необходимости стимулировать не только предложение нефтепродуктов на биржах, но и спрос на них. Сейчас мы говорим о том, чтобы продавать 15 процентов нефтепродуктов. Но если при этом не появляется устойчивого спроса, то это означает, что нарушается баланс между спросом и предложением. Поэтому мы утверждаем, что государство со своей стороны готово также поучаствовать в обеспечении этого баланса. Именно поэтому компании с государственным участием будут иметь определенные обязательства по закупке топлива в режиме биржевых торгов, либо на условиях биржевого ценообразования.

    - А что за новые ограничения, которые вводятся за совершение сделок слияния приобретения на розничных рынках реализации именно моторного топлива?

    - Они вытекают из предложений, связанных с необходимостью ограничить монопольное положение отдельных участников розничного рынка реализации нефтепродуктов, как правило, входящих в состав нефтяных монополистов. И если кто-то из них приобретает пакет акций независимых АЗС, то его доля на рынке становится еще больше - происходит монополизация рынка. Такого рода сделки не должны разрешаться, ведь там, где работает монополист, там цены на 5 и более процентов выше, чем там, где в условиях конкуренции работают несколько компаний.

    - Каковы гарантии именно недискриминационного доступа к емкостям по хранению нефтепродуктов? Они будут в законе как-то оговорены?

    - В проекте закона сказано, что правительство утверждает специальные правила недискриминационного доступа. Аналоги таких правил сейчас существуют в сферах естественных монополий. Например, правила недискриминационного доступа в электроэнергетике, в авиации. В них детально расписываются все процедуры, связанные с формированием договорных отношений, со стандартами раскрытия информации, с решением вопросов присоединения либо доступа на рынки. И все эти процедуры, будучи записанными в правила, уже лишат возможности монополистов злоупотреблять своим положением на рынке.

    - Зачем нам биржевой комитет? И как мы без него обходились до сих пор?

    - Сейчас вопрос создания биржевого комитета в стадии обсуждения. В законопроекте прописано, каким образом он должен функционировать. Есть ряд аналогов. Так, раньше при тогдашнем министерстве по антимонопольной политике существовала комиссия по товарным биржам. Сейчас функциями контроля товарных бирж наделено ФСФР, но при них такой комиссии нет. Биржевой комитет необходим для выработки правил игры на формирующемся биржевом рынке, которые отражали бы интересы всех вовлеченных в этот процесс - покупателей и поставщиков топлива, органов власти и др.

    - После того как заработают эти законы, можно будет зайти на сайт и увидеть, каковы сделки на внутреннем и зарубежном нефтяных рынках?

    - В этом состоит смысл законопроекта, чтобы сделать открытой, прозрачной информацию на этот счет. Она не будет касаться конкретных сделок, а только индексов цен, которые будут адекватно отражать совокупность сделок, которые произошли на рынке в целом, в каждые торговые сутки. А это уже дает существенную информацию для всех: и для лиц, принимающих решения в органах власти, и для лиц, которые занимаются бизнесом, и для общественности.

    - В случае принятия этих двух законов ФАС России уже не будет пресекать, заниматься масштабными нарушениями антимонопольного законодательства в этой области, или все равно вам работа найдется?

    - Я надеюсь, что эти законы послужат мощным предупреждающим фактором для нарушителей антимонопольного законодательства. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы цены формировались на рынке в результате рыночных взаимоотношений, а не в результате злоупотребления доминирующим положением на рынке, который заставляет нас включаться в эти процессы. Мы рассчитываем, что все-таки в ближайшей перспективе ценообразование будет рыночным, и необходимость такого рода в постоянных включениях антимонопольных органов не потребуется.

    - Вы полагаете, что в результате работы этих законов государство, предположим в виде налогов, получит больше денег в казну?

    - Государство получит налоги исходя из уровня рыночных цен. Всегда по совокупности причин это позволяет получать комплексный эффект, в том числе и в налоговой сфере, и в производственной сфере, и в общеэкономической сфере.

    - То есть деньги не будут уплывать, как сейчас?

    - Они не будут растворяться в рамках разного рода непрозрачных схем. Они будут поступать непосредственно тем участникам рынка, которые вовлечены в процесс поставки товаров либо оказания услуг. Это означает всем понятную прозрачную ситуацию, а значит, безусловную пользу для всех.

    Поделиться