Поделиться

    Контракт века о закупке во Франции "Мистралей" находится под угрозой

    Контракт века о закупке во Франции универсальных десантных кораблей типа "Мистраль" завис в полной неопределенности. Информация об этом, со ссылкой на весьма компетентные источники, появилась в СМИ. И это не удивительно. Удивительно было бы, если бы вдруг миллиардная сделка по вертолетоносцам пошла как по маслу.

    "РГ" неоднократно писала: в самом решении о закупке за границей боевых кораблей и в том, как это было заявлено, столько неясностей и двусмысленностей, что если контракт состоится - это будет каким-то чудом.

    Стоит напомнить некоторые этапы, можно сказать, настоящей эпопеи, связанной с попыткой приобрести во Франции новейшие десантные корабли, новейшие боевые системы управления этими кораблями и новейшие кораблестроительные технологии.

    Известие о том, что Россия приняла окончательное решение закупать УДК типа "Мистраль" именно во Франции, было официально озвучено  в разгар западноевропейских рождественских каникул. Однако почти сразу после новогодних каникул появились слухи, что решение-то есть, а вот когда будет подписан сам контракт по "Мистралям" - совершенно не ясно. Причем слухи эти исходили из очень компетентных источников в Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорте" и даже Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, являющемуся структурным подразделением Минобороны. Так что досужими назвать их было никак нельзя. Впрочем, и удивляться было нечему.

    Заявление о том, что Минобороны хочет купить во Франции для нужд собственного Военно-морского флота сразу несколько УДК типа "Мистраль", прозвучало как гром среди ясного неба и для главного отечественного спецэкспортера - "Рособоронэкспорта", и для официального Парижа. Наверное, впервые за всю историю мировых военно-технических отношений между различными странами столь значительная сделка не готовилась предварительно в тиши переговорных комнат, а была сразу озвучена на международном военно-морском салоне Euronaval-2008. Точнее, тогда было публично сказано о том, что Россия имеет желание заказать во Франции строительство самых современных десантных кораблей. Более того, на том же салоне представители Главного штаба ВМФ говорили, что в принципе Россия готова рассмотреть вариант совместного с Францией строительства атомного авианосца. Впрочем, дальше разговоров дело не пошло.

    В спешке даже забыли о том, что по существующему законодательству столь крупные закупки, как приобретение боевых кораблей, можно проводить лишь после обязательного конкурса, который определит лучший проект. Тем не менее, процесс пошел, а тендер на УДК был объявлен только осенью 2010 года, и кто в нем победит сомнений не возникало. Сомнения были в другом - удастся подготовить всеобъемлющий контракт за очень короткий срок или нет. Сейчас выясняется - не удалось.

    Дело в том, что при подготовке контракта возникли вопросы и даже разночтения по самых различным темам: каким оружием французские УДК, поставляемые в Россию будут оснащены, какие десантные средства они смогут нести, какие системы управления и связи будут установлены на "Мистралях", кто и как будет готовить экипажи для этих кораблей, какие судостроительные технологии получит Россия, и сколько за них придется платить... Это лишь малый перечень того, на чем почти сразу начали спотыкаться российские и французские специалисты, готовящие контракт.  

    Для разрешения спорных вопросов  в середине марта в Париж летал министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который провел переговоры с Жераром Лонге, назначенным на должность министра обороны в феврале текущего года.  Тогда обсуждался весь комплекс вопросов, связанных с перспективами военного и военно-технического сотрудничества двух стран. Однако главной темой был "Мистраль".

    Теперь выясняется, долгие конфиденциальные переговоры ясности не внесли. Французы будто бы не хотят устанавливать на "Мистраль" для России современные системы связи и управления, без которых УДК будет всего лишь большим плавучим доком. Не удалось договориться о строительстве двух УДК на российских верфях. То есть, французы готовы построить нам два корабля у себя, и все... Никаких прорывных судостроительных технологий они как бы тоже передавать нам не желают.  

    По информации, проникшей в печать, вина за то, что контракт оказался не проработан на этапе предварительных переговоров и застопорился, лежит на Министерстве обороны. Действительно, военное ведомство было инициатором закупки "Мистралей" и основным переговорщиком в течение двух лет. Контракт Минобороны с "Рособоронэкспортом" на сопровождение этой сделки был заключен перед Новым годом. "Рособоронэкспорт" получил официальное право вести переговоры по "Мистралю" фактически с начала 2011 года.

    Если переговоры по закупке французских УДК действительно зашли в тупик, то разрешить ситуацию теперь можно лишь на самом высоком уровне. Некоторые эксперты полагают, что это можно будет сделать в мае во время поездки Дмитрия Медведева во Францию на саммит "двадцатки". После завершения обсуждения глобальных тем,  вполне возможны двусторонние переговоры президентов России и Франции по вполне конкретному "мистральному" вопросу. 

    Поделиться