06.04.2011 23:42
    Поделиться

    На повышение зарплаты учителей будет дополнительно выделено 95 млрд рублей

    Премьер нашел способ поднять зарплаты учителей

    По поручению Владимира Путина готовится программа модернизации школьного образования.

    Предстоит решить две большие задачи - поднять качество обучения и более эффективно тратить средства в сфере образования. При этом зарплата школьных учителей должна вырасти не менее чем на 30%. На эти цели будет дополнительно выделено 85-95 млрд рублей.

    "В Москве этот уровень уже достигнут, но в некоторых регионах разрыв очень большой", - подчеркнул премьер. В столице даже начинающий учитель, который работает на одну ставку, может рассчитывать на 25 тысяч рублей. А педагог со стажем - на 35-40 тысяч.

    Какой зарплата была и станет

    По словам Владимира Путина, два года назад педагоги получали в среднем около 13 тысяч рублей, а зарплаты в экономике в среднем составляли 18 тысяч. Сейчас в экономике средняя зарплата 21 тысяча, к концу года будет 23 тысячи, а в будущем году - 26,5 тысячи. А учительская зарплата практически не растет: сегодня еле дотягивает до 14 тысяч.

    Для исправления ситуации премьер предложил такую схему. По данным за 2009 год, регионы тратят на образование около 620 млрд рублей. Основная часть из них - 560 млрд - идет на зарплаты, а 60 млрд - на капремонт и оборудование.

    - Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться, они должны направить на повышение зарплат учителям, - считает Путин.

    По его словам, если федеральный бюджет даст эти 60 млрд, то регионы добавят свою часть, и получится примерно 85-95 млрд. Программа может быть рассчитана на 2 года. Ее цель - довести среднюю зарплату учителя до среднего заработка в регионе.

    Еще один из реальных рычагов повышения окладов - переход на новые системы оплаты труда, который успешно опробован во многих регионах. Суть новой методики расчета - учет индивидуального вклада каждого педагога и уход от уравниловки по тарифной сетке (cм. "РГ" от 16.04.2009 "Учитель выбрался из сетки"). Вместо тарифного оклада предлагается базовая ставка, к которой прибавляются различные коэффициенты.

    Что нужно сделать

    Новые подходы требуют развития самоуправления в школьных коллективах, ведь критерии, по которым разрабатываются коэффициенты доплат, могут определять сами учителя. Если в местных бюджетах не хватит средств для перехода на новые модели оплаты труда и повышение окладов, недостающую сумму доплачивает федеральный бюджет.

    Плюсы очевидны - такой подход позволяет учитывать индивидуальный труд каждого педагога и внешкольную работу, значение которой особенно возрастает с внедрением с 1 сентября 2011 года новых стандартов для начальной школы (см. "РГ" 15.03.2011 "Музыку заказывали?" и от 24.03.2011 "С мышкой в портфеле"). Там, напомним, предусмотрено 10 часов в неделю дополнительных внеклассных занятий.

    Если следовать тарифной сетке, то в школах этот труд может оплачиваться лишь как работа педагогов дополнительного образования. Она, к сожалению, стоит копейки. Даже в Москве это не больше 200-300 рублей за занятие, а в регионах и того меньше. Так что педагогам при прежней бухгалтерии вести ее будет просто невыгодно.

    Вдогонку за лидером

    Тратить средства, выделяемые на образование, можно более эффективно, если объединять школы вокруг базовых центров - сильных и хорошо оснащенных учебных заведений. "Именно создание базовых центров с филиальной сетью улучшит возможности школьного образования", - уверен премьер Путин.

    Это, кстати, спасет от закрытия многие сельские школы, которые могут стать филиалами базовых центров и пользоваться их инфраструктурой.

    Возрастает важность развития дистанционного образования. Возможность обучаться у лучших педагогов получат все желающие, а не только те ученики, которые могут прийти к ним на уроки.

    Создание филиалов позволит сократить управленческие издержки и позволит укрепить материально-техническую базу. Но обязательно надо подумать о том, как сделать ее доступной для пользования и предусмотреть все нюансы, вплоть до расходов на оборудование автостоянок для школьного транспорта, оплаты услуг операторов связи, ремонта техники.

    компетентно

    Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ-ВШЭ:

    - Базовая ставка зависит от норматива - затрат на обучение одного ученика в год. Норматив определяется региональными органами власти, в частности образования и финансов. Поэтому он везде разный. Из норматива высчитывается стоимость ученико-часа. Сейчас она от 1 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп. В Якутии, к примеру, 1 руб. 93 коп. Так вот, в лицее N 23 Якутска после того, как зарплаты стали рассчитывать по-новому, заработки некоторых педагогов увеличились с 6 тысяч рублей до 14. Но у кого-то зарплата поднялась не так значительно - с 12 тысяч до 15. Многое зависит от того, сколько учеников в классе. Остальное - коэффициенты и доплаты. Допустим, за высшую категорию учителю начисляют 25%, за преподавание так называемых приоритетных дисциплин - русский язык, математика, еще 10% и т. д.

    Все коэффициенты разработаны, но школа может что-то изменить. В Чувашии не стали привязывать зарплату к ученико-часам. Там базовый оклад зависит от прожиточного минимума в регионе. А надбавки и стимулирующие выплаты рассчитываются по общей методике.

    Поделиться