07.04.2011 10:40
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 30. Обобщающие слова при однородных членах

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

    Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

    I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

    а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; 

    б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). - Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

    В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов - в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример). 

    В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире. 

    1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие - знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример - наше разобранное предложение. 

    После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

    Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

    ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова - без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

    Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

    1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

    2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

    Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из "Господ Головлевых" М. Салтыкова-Щедрина:

    Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.

    И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

    Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

    Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

    Применяя такие конструкции, нужно помнить, что: 

    а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

    б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

    Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

    2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире - знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например: 

    Надежду и ловца - все море поглотило. (И. Крылов)

    Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

    1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

    2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.

    3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире, например:

    Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу - было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

    В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

    Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

    В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения: 

    Только нам троим - отцу, мне и Евсеичу - было не грустно смотреть на серое небо.

    Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

    Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

    Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, - вдруг нахлынуло и затопило меня.

    II. Ошибки в употреблении однородных членов

    Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

    1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк - место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

    Для справок (в порядке следования предложений)

    1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

    2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены - слова одинаковых частей речи и грамматических форм.

    3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать "забавляла вместе с ребенком".

    4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать "воспитывает мечту".

    5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных - однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.

    6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

    7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

    8. Надо: Городской парк - место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

    Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

    1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. "Золотой теленок".)

    2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. "Идиот".)

    Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

    1) Я читал роман "Анну Каренину".

    2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

    3) Я знаком с группой ребят, болеющими за "Динамо".

    4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

    2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

    1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале "Природа".

    2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

    3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

    4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

    5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

    Ответ: 3.

    Поделиться