04.04.2011 08:41
    Поделиться

    На фестивале в Смоленске выступила легендарная группа "Зга"

    Впервые прошедший в клубе "А" фестиваль независимой музыки "Янта" ознаменовался событием невероятного по смоленским меркам масштаба - выступлением культовой группы "Зга".

    Концерты подобных коллективов в провинции - огромная редкость: их организация требует немалых затрат, которые достаточно трудно компенсировать. В средствах массовой информации лидера "Зги" Николая Судника дежурно называют "дедушкой русского нойза", что не дает о создаваемой им музыке никакого представления. Он изобретатель огромного числа невиданных музыкальных инструментов, производящих удивительные звуки. Благодаря необычному инструментарию все десять альбомов группы - поразительные по тембральному богатству звуковые пространства, совершенно непохожие друг на друга.

    - В Москве и Питере все, в основном, старались в кочегарку устроиться, а вот в Риге у творческой интеллигенции были другие варианты - например, блатной работой считалось установка сигнализации, - рассказал "РГ" перед концертом в Смоленске Николай Судник историю своих первых экспериментов. - Можно было прийти на работу, отметиться и тут же уйти неизвестно куда - "на объект". У меня были целые ведра сигнализационных датчиков, и я пытался как-то их использовать, чего-то с их помощью добиться. Вот была такая идея: присоединить датчик к какой-то поверхности, получить какой-то звук, какие-то новые тембры. При этом речь шла не о чисто импровизационной музыке, а о "роковом" формате, то есть звуки мы не раскрепощали, а укрощали. Мне это казалось другой стороной свободы.

    Вопрос о происхождении необычных инструментов задают Николаю Суднику постоянно, и отвечает он по-разному. То пожалуется, что музыкальные инструменты в Советском Союзе были ни на что не годными, и пришлось изобретать что-то приличное. То вдруг рубанет правду-матку: дескать, играть на настоящих инструментах не умел, а хотелось, времени учиться не было, вот и придумал такое, с чем было не стыдно на сцену выйти. Наверно, все эти объяснения имеют право на существование, как справедливо и то, что в начале 80-х в СССР никто не играл ничего подобного тому, что Судник в то время слушал - Factrix, Throbbing Gristle и других экспериментаторов, которых сейчас называют "industrial старой школы". Вот и пришлось занимать пустующую нишу самостоятельно. При этом - даже на фоне коллег в Европе - Судник шел своей дорогой: он не просто использовал всевозможный металлолом со свалки, он создавал небольшие музыкальные инструменты, которые можно быстро поставить на сцене, быстро разобрать, положить в чемодан и отправиться в путь. И даже при этом груз порой превышал всякие разумные пределы: однажды Николай не попал на фестиваль в Лондон, потому что приглашающая сторона не сумела оплатить перегруз: двое музыкантов тащили с собой в английскую столицу 120 килограммов железа…

    В Смоленск группа привезла программу Carmina Moriturorum. Это одна из самых невероятных работ коллектива, записанная в 2007 году группой "Зга" и столичным камерным оркестром Opus Posth. Назвать эту программу набором песен или пьес невозможно: "Песни обреченных" (так переводится название) - величественная и торжественная оратория с латинским текстом и инфернальным вокалом, посвященная последним дням существования империи. Как рассказывает Николай Судник, идея создать монументальное произведение с текстами на латыни появилась у него еще в 90-х годах , но в то время работа не задалась. А когда творческая часть, наконец, сложилась, и альбом удалось записать, выяснилось, что заниматься его раскруткой просто некому, и публично "Песни обреченных" были исполнены в оригинальной оркестровой трактовке всего лишь трижды.

    - В оригинальном варианте эта программа оказалась неподъемной даже для таких небедных городов как Сургут и Нефтеюганск, - констатирует лидер "Зги". - Понимая это, мы позже сделали ее камерную или, можно сказать, клубную версию, где функции оркестра возложены на аккордеон и скрипку. В результате в программе есть почти все, что было в оркестровой версии, хотя звучит она немного по-другому, более "роково". Тем не менее, наш приезд в Смоленск похож на чудо, поскольку для исполнения Carmina Moriturorum необходимы разные музыканты, и все они - люди очень занятые. Для меня очень важно, что они согласились собраться, согласились отправиться в Смоленск, и что они относят исполнение этой программе к числу своих приоритетов. Но это не только чудо, но своего рода обязательство: Смоленск сыграл большую роль в истории группы "Зга", периодически поставляя коллективу музыкантов (в самые важные для группы годы в ее составе выступали смоленские гитарист Вадим Петренко и барабанщик Михаил Юденич - Прим. ред.). Я считал, что однажды просто необходимо сюда приехать.

    Обитатели смоленского клуба "А" отнеслись к музыке "Зги" благожелательно и с интересом, тем более, что при определенном настрое она способствовала совершению всевозможных телодвижений и другим проявлениям радости. Единственным недостатком было полное отсутствие згармониумов - тех самых удивительных музыкальных инструментов, которые считаются визитной карточкой группы: все необычные звуки в этот раз были в компьютере Николая Судника, и управлял он ими с помощью простейшей midi-клавиатуры. Впрочем, маэстро намекает, что значение згармониумов преувеличено: есть проекты, в которых они совершенно не нужны.

    - Сегодня в Смоленске есть, кому играть - скрипка, аккордеон, тромбон, "живые" барабаны, вокалист, - поясняет Николай Судник. - Всего хватает, есть, на что смотреть, и я могу ограничиться сэмплером. А вот на концерте спонтанной музыки это выглядит некрасиво: сидит себе человек на сцене, в колонках что-то журчит, а он только смотрит в ноутбук и ничего не делает - наверно, думает публика, по порносайтам бродит. Скучно. Вот в такой обстановке нужно дать возможность зрителям увидеть, как звук возникает…

    Поделиться