24.03.2011 09:25
    Поделиться

    В Свердловской области матери Героя России приходится жить в полуразрушенной хибаре

    Вот уже полтора года Ирина Николаевна Григоревская обивает пороги чиновничьих кабинетов. Но все без толку. А она никак не может понять, почему ей, потерявшей на войне сына, не могут выделить даже однокомнатную квартиру.

    Законная сила

    Резолюция на ее просьбах примерно одна: "Не положено по закону". Площадь старого дома сорок седьмого года постройки, в котором мать живет вместе с младшим сыном, превышает определенные законом нормы. Следовательно, претендовать на получение муниципального жилья Григоревская не может. Закон "О статусе Героев Российской Федерации" предусматривает только первоочередное улучшение жилищных условий самих героев. Об их родителях и других близких родственниках в нем речи нет. "Учитывая изложенное, у Григоревской И. Н. как родителя погибшего Героя Российской Федерации отсутствует право на меры социальной поддержки в части обеспечения жильем, и нуждающейся в улучшении жилищных условий она признана быть не может", - читаем в письме из администрации Нижнего Тагила (именно там живет Ирина Николаевна. - Прим. авт.). И хоть о стену расшибись, закон не переступишь. И даже если администрация найдет деньги на покупку квартиры для Григоревской, тут же последует прокурорская проверка, и чиновников обвинят в нецелевом использовании бюджета.

    О том, что нынешняя жилплощадь Григоревской слишком велика, чтобы она могла получить квартиру от государства, до сегодняшнего дня твердили все. Но что значит - слишком!? Сын Ирины Николаевны, двадцатитрехлетний лейтенант Михаил Григоревский, командовавший разведвзводом в Ингушетии, тоже был слишком молод, чтобы умирать. Но об этом вряд ли кто-то задумывался. Все углубились в чтение нормативно-правовых актов.

    Славная жизнь

    Лейтенант Михаил Григоревский не дожил до своей свадьбы двадцать дней. "В бою под селом Сагопши пятого июля 2008 года в результате боестолкновения получил множественные огнестрельные сквозные ранения груди, не совместимые с жизнью", - пишут о нем в сухой справке из отдела по работе с личным составом. Дома он оставил невесту с неродившимся еще сыном, мать и брата. Отца они похоронили раньше, еще в 93-м. Тот тоже носил погоны - он был милиционером - и тоже погиб при исполнении. Ирина Николаевна - не только мать погибшего Героя России, она еще и вдова офицера. Не приведи Господь никому испить такую горькую чашу.

    В соответствии с законом Григоревской после гибели сына выплатили единовременное пособие в размере двадцати тысяч рублей, да еще установили надгробие на могиле офицера. С тех пор Ирина Николаевна получает "родительскую" пенсию - 21 тысячу рублей в месяц. Богачка!

    Домик с окнами в ад

    В ее старом, ветхом доме нет ни водопровода, ни канализации, ни центрального отопления. "Удобства" на улице, за водой мать и сын ходят на колонку, что в трехстах метрах от их жилища, печку зимой топят дровами и углем. Большая часть семейных денег как раз и тратится на поддержание этого нехитрого домашнего огня.

    Ирина Николаевна не согласилась фотографироваться для газеты.

    - В таких жилищных условиях только опоек показывают. А я здоровая женщина, с высшим образованием, работаю по 10-12 часов в сутки, и мне просто стыдно перед людьми, - говорит она.

    Наверное, Григоревская не позволила бы нам рассказать об этой ситуации, если бы не была на грани  отчаяния. Говорит, что ей уже 47 лет, и не дай бог через год-другой захворает, не сможет тогда ни носить воду с колонки, ни печь растапливать. Да и сыну пора уже свою семью заводить. Этот дом - его собственность, Ирина Николаевна в нем только прописана. Ясно, что сын не выгонит ее, но она боится, что, реши он жениться, окажется лишней.

    Административный ресурс

    История Ирины Николаевны - не единственная. Примерно в такой же ситуации оказалась и Райса Базыловна Ибрагимова из Челябинска. Однако ей повезло больше, если, конечно, так вообще можно сказать о матери погибшего солдата. Не прошло и двух месяцев после того, как областное телевидение показало сюжет о судьбе Райсы Базыловны, и ей выделили из облбюджета 750 тысяч рублей на покупку квартиры. Получается, что дело не в законах, которые одинаковы и в Свердловской, и в Челябинской областях, а в человеческом сострадании, в чуткости, что ли.

    Работая над этим текстом, мы обратились к губернатору области, в аппарат полномочного представителя президента в УрФО. И, признаемся, были удивлены реакцией.

    - Я уже дал поручение Контрольному управлению в максимально короткие сроки проработать все возможные варианты решения проблемы Ирины Николаевны. Вчера начальник управления выехал к ней в Нижний Тагил. Уверен, мы сможем помочь. Буду лично следить за этим, - говорит Александр Мишарин.

    Надеемся, что губернатор свое слово сдержит и Ирина Николаевна все-таки отметит новоселье.

    Однако, сдается нам, история Григоревской не последняя. И о каждой такой несчастной матери не напишешь статьи. Поэтому, наверное, нужно все-таки вносить какие-то поправки в законодательство, раз уж иначе не заставишь чиновников относиться по-челове­чески к людям. Тщательно продуманный закон, подкрепленный достаточным бюджетным финансированием, помог бы улучшить и без того нелегкую жизнь родителей, не дождавшихся сыновей из армии.

    Прямая речь

    Александр Мишарин, губернатор Свердловской области:

    - Конечно, ситуация вопиющая. За последние пятнадцать лет звание Героя России получили 28 уральцев, из них 19 - посмертно. За каждой этой наградой - настоящий человеческий подвиг. Мы много говорим о патриотизме, о любви к Родине, о готовности защищать мир и порядок в стране. Но именно здесь должна проявляться благодарность государства тем людям, кто отдал здоровье, а порой и жизнь, служа Отечеству. И уж тем более их семьи не должны ни в чем нуждаться.

    Безусловно, вся государственная социальная помощь должна предоставляться в рамках закона, и тут не должно быть лазеек для каких-либо злоупотреблений. Но нельзя всегда подходить к делу формально, ведь речь идет о судьбах людей.

    Между тем

    На наш официальный запрос, сможет ли ГУВД Свердловской области помочь вдове майора милиции Валерия Григоревского и выделить ей жилье, начальник тыла Александр Болотов ответил,  что в ноябре прошлого года Ирина Николаевна попала в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые сформировало МВД РФ. Предполагается, что квартиры таким особенным очередникам купят на деньги Национального благотворительного фонда. По словам Болотова, сейчас для Григоревской подбирают подходящее жилье, и вот-вот она должна получить ключи от новой квартиры. Но это "вот-вот" тянется, как рассказала сама Ирина Николаевна, с декабря. Понятно, что благотворительный фонд обязать ни к чему нельзя, поэтому остается только ждать и надеяться.

    Поделиться