24.03.2011 10:12
    Поделиться

    Воронежские собственники жилья попали в кабалу к наемным управленцам

    Реализовать право на свободное владение имуществом в доме людям мешает несогласованность и правовой нигилизм. По закону хозяин квартиры - этакий "барин": заказывает услуги, дерет три шкуры с "приказчика" (УК или ТСЖ) и меняет неугодных исполнителей.

    На деле большинство горожан - скорее "податное сословие". Ропщут, но платят - и за холодную воду по цене горячей, и за капремонт крыши, после которого она протекает.

    Пристали к УК

    Жильцы двух домов в Коминтерновском районе Воронежа задумали сменить управляющую организацию в конце прошлого года. Срок договоров с ООО "Районная эксплуатационная компания "Жилищное содружество" истекал, а претензий накопилось море.

    - Горячей воды нет почти полгода. Теплеет, если 15 минут спускать. Но утром перед работой это делать бесполезно, - рассказала Валентина Гурьева из дома на Шишкова, 73. - Порывы сетей постоянные. Перед окнами висят провода от телевизионных антенн, с дома на дом перекинуты. Сколько ни писали заявления в РЭК, прося убрать кабели и не пускать на крышу чужих рабочих, - толку нет.

    В последние годы мэрия стабильно включает РЭК в списки недобросовестных управляющих организаций. Вдобавок новый договор управления вызвал у активных жителей сомнения.

    - Вместо тарифов - прочерки, обязанности УК размыты. Так мы некачественное обслуживание и обжаловать не сможем, - объяснила член инициативной группы Светлана Мущинская. - Мы собрали подписи за то, чтобы перейти в соседнее ТСЖ. И тут началась настоящая кампания по его дискредитации. Собирались подписи в пользу РЭК, пошел слух, что с другой организацией не видать нам денег на якобы запланированный капремонт (а в управе сказали, что дом в заявку 2011 года не вошел), что ТСЖ возьмет кредит под залог дома и исчезнет… В почтовых ящиках находили бумажки с телефоном нездоровой женщины, которая вроде как знает правду про председателя ТСЖ Татьяну Кандаурову: мол, та вместе с главой района украла на капремонте дома на Московском проспекте 14 миллионов рублей. На самом деле дом ремонтировался под управлением РЭКа, и предположительно "пропало" около шести миллионов (ведется следствие). Пенсионеры всему верят. Описала я ситуацию главе управы, а он: "Све-та, тут крутятся большие деньги, как УК добывают голоса - это их дело, я вмешаться не могу".

    Кандаурова нервничает, но на собрания "мятежников" не ходит:

    - Еще скажут - агитирую… Я только, кому интересно, показываю, что и как у меня обслуживается. Мне от расширения ТСЖ радости немного, и так без перерывов и выходных мотаюсь. Но злость берет: в домах трубы гниют, проводка аварийная, арендаторы вечно норовят к сетям тайком подключиться.

    В войну вовлечены и обитатели дома № 35 на улице Хользунова. Живущий там Юрий Телков тоже участвовал в сборе подписей в пользу ТСЖ:

    - Были случаи, когда сотрудники УК отказывались обслуживать жильцов: мол, сначала договор управления подпишите, прямо в офисе. Ну, пожилые люди и соглашаются, не читая. Тем более что буквы мелкие.

    "РГ" известны аналогичные случаи с клиентами других УК Коминтерновского района. Просьбы опломбировать счетчик или починить кран обрывались грубым: "Договор заключите, а потом будем разговаривать!". И если без счетчика вполне можно и потерпеть пару дней, изучая документ, то домашний "потоп" выбора не оставляет. Письменно жаловаться на подобный шантаж со стороны УК народ не готов: а ну как жить еще "под ними"?

    Между тем основанием для оказания услуг является сам факт оплаты квитанций. Даже если на момент аварии человек еще не продлил договор с УК - она не вправе отказать ему в помощи, пояснила помощник прокурора Воронежа Елена Нечаева: "Компания приняла у него деньги за содержание жилья - значит, согласна обслуживать, в том числе и на стадии оформления договора. Такие отказы, по моему личному мнению, - метод запугивания. УК хочет быстрее получить договоры как формальное основание для работы".

    Желая дать слово директору "Жилищного содружества" Любови Чавкиной, мы позвонили по телефону, вывешенному на веб-странице РЭКа. "Да ее здесь и не бывает", - ответили нам и дали номер другой управляющей организации, ООО "РЭП-101". Судя по ответам секретарей, застать там Чавкину практически невозможно. Но однажды нам "организовали" собеседника, знакомого с ситуацией. Замдиректора "РЭП-101" Вера Журкина сообщила, что проблема в разногласиях жильцов:

    - Часть из них не платит за квартиру, долги - по 10-15 тысяч рублей. Эти люди и подговорили некоторых собственников переходить в ТСЖ. Хотя это не освободит их от обязанности погасить задолженности. А другая часть платит РЭКу, и их все устраивает. ТСЖ действует из-за угла - вот и пришлось "Жилищному содружеству" реагировать, посылать своих людей на собрания жильцов. Я ничего не хочу сказать плохого про Татьяну Кандаурову, но лучше бы она все с Чавкиной обсудила - может, и решили б проблему.

    Представители инициативной группы с Шишкова, 73 пояснили, что "бунтуют" в доме единицы: счета за отопление кажутся завышенными. "Обсуждение" же между директорами состоялось - заочно. На уведомление о том, что дом на Шишкова переходит в управление другой организации, из РЭКа ответили: протоколы выглядят фальшивыми, с чем и собственники помещений согласны. По сведениям "РГ", ряд жильцов уже написали опровержение - мол, их подписи за уход от РЭК подлинные, а те, кто продлил договор со старой компанией, сделали это под давлением (иначе работники УК, по рассказам, отказывались ликвидировать последствия пожара в подъезде) и теперь просят считать договоры недействительными.

    Надеемся, ясность наступит до того, как надо будет печатать квитанции за март.

    Эпоха двоевластия

    Страсти вокруг жилфонда - кстати, не нового, невыгодного для УК - в регионе не утихают. В Нововоронеже управляющие компании не согласны с уходом нескольких домов в ТСЖ. В областном центре, по данным чиновников, жильцы 85 домов получают по две платежки. Только правоохранители установили, что идет борьба между фирмами "Стройтрест-2П", "Ава-Кров" и "УК Левобережного района", и возбудили уголовное дело - разгорелся скандал с "двойными" квитанциями от ООО "РУК "Северо-Восток" и ООО "ЖКХ".

    - У каждой из УК свой пакет документов, каждая считает его легитимным. Но формально неправо ООО "ЖКХ", которое выставляло к оплате квитанции, не имея договоров с поставщиками ресурсов, - отметил заместитель прокурора Железнодорожного района Воронежа Алексей Маньков. - В законодательстве четко не прописан порядок передачи жилых домов в управление другой организации. Нормативный акт органа местного самоуправления на этот счет носит рекомендательный характер и существенных пояснений к Жилищному кодексу не дает. Теоретически право управления домом переходит вместе с протоколами общего собрания - но ведь жильцы раскалываются на группы, каждая набирает как бы 51 процент голосов… По-хорошему, если собственники принесли в УК протокол, то она должна затребовать у компании-предшественницы техническую документацию через арбитражный суд. И только получив бумаги - заключать договоры на поставку коммунальных услуг и печатать платежки.

    В разбирательствах с двойным управлением почти незаметна роль муниципалитета. Хотя он - владелец неприватизированных квартир, которые в старых домах еще сохранились.

    - Мы получили от властей Воронежа график, по которому они будут инициировать проведение общих собраний жильцов, чтобы четко определиться с выбором УК. Будем следить за исполнением, - заверила замруководителя управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Диана Гончарова. - В перспективе попробуем проводить добровольную аттестацию управляющих компаний, чтобы люди могли из открытого реестра узнать, какие УК добросовестны.

    Бумажный хомут

    И все-таки спасение жильцов от "коммунального рабства" - прежде всего их личное дело. В их интересах - обжаловать подложные протоколы, читать мелкий шрифт в договорах управления и настаивать на качественном обслуживании.

    - В Воронеже жилищное законодательство не соблюдается повсеместно: не проводятся общие собрания собственников по выбору УК, утверждению условий договора и тарифа на содержание и текущий ремонт жилья. В настоящее время компании проводят агрессивную кампанию по заключению договоров управления, грозя судебными процессами и потерей шансов на капремонт. А предлагаемые ими условия позволяют УК самостоятельно повышать плату за содержание жилья (как уже сделали компании, входящие в СРО "Воронежская коммунальная палата"), использовать общее имущество собственников без их ведома и не отвечать за свои же прежние недоработки, - подчеркнула председатель Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города Ольга Фролова. - Не подписывайте такие договоры! Составьте протоколы разногласий, утвердите их на общем собрании и добейтесь того, чтобы УК пошла вам навстречу.

    Адрес приемной Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе Воронежа: Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти, 104, ком. 14. Телефон: (473) 255-14-30.

    Если вы получили вторую квитанцию

    1. Наведите справки в УК, которая обслуживала вас до сих пор.

    2. Позвоните в "Муниципальный информационно-вычислительный центр" (телефон указан на квитанции) и узнайте, с какой из двух УК он работает. Перечислять деньги стоит лишь той организации, у которой есть договоры на поставку коммунальных ресурсов и, соответственно, договор с "МИВЦ" на расчет платежей. Не имея юридических отношений с поставщиками услуг, новая УК может заниматься разве что содержанием и текущим ремонтом жилья.

    3. Вспомните, не приглашали ли вас (например, объявлением на двери в подъезд) в недавнем прошлом на общее собрание собственников жилья по вопросу смены УК. Если вас не уведомили, а на собрании решили перейти к другой компании (которая и прислала вторую платежку), - обращайтесь в прокуратуру или Роспотребнадзор. Знали о собрании, но не пошли? Пеняйте на себя. 

    Поделиться