24.03.2011 00:33
    Поделиться

    Россия и Беларусь лидируют в СНГ по привлечению совместных и иностранных капиталовложений

    В ходе состоявшегося в марте в Москве международного экономического форума, посвященного 20-летию создания СНГ, одной из основных тем стало более полное использование торгового и инвестиционного потенциала стран Содружества. Отмечалось также, что в СНГ товарообмен и прямые производственные капиталовложения наиболее активно развиваются в рамках как Союзного государства, так и в Таможенном союзе. Причем, как отметил первый вице-премьер России Игорь Шувалов, эти тенденции сопровождаются улучшением инвестиционного климата во все большем числе стран Содружества, в отличие от многих индустриально развитых государств.

    Об основных факторах, влияющих не только на объемы, но и на реальную экономическую эффективность капиталовложений в Союзном государстве и СНГ в целом, корреспондент "СОЮЗа" попросил рассказать почетного президента Международной организации кредиторов Роберта Абдуллина.

    - В прошлом году широкий резонанс получили экономические исследования WOC и проведение международной инвестиционной премии и вручение ее победителям. Что, по вашему мнению, характерно для тенденций с прямыми зарубежными инвестициями Беларуси и других стран СНГ в Россию? Оправдываются ли прогнозы, что взаимные капиталовложения стран СНГ в рамках всего Содружества становятся все более привлекательными?

    - Согласно исследованиям WOC, страны СНГ действительно становятся все более привлекательными для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это связано, во-первых, с их более надежным финансово-экономическим положением, в отличие от большинства индустриально развитых стран. Во всех странах ЕС уровень государственного долга намного превосходит его покрытие национальными валютными резервами и показатель ВВП. Схожая ситуация в Японии, США. Но в странах Содружества такого положения не наблюдается. А во-вторых, в постсоветских странах, прежде всего в России и Беларуси, а также в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, инвесторам предлагаются выгодные долгосрочные проекты - промышленные, энергетические, телекоммуникационные. Стимулом большей инвестиционной привлекательности СНГ являются и российско-белорусские экономические программы, которые успешно реализуются. Иначе говоря, иностранные инвесторы могут непосредственно оценить конкретные результаты российско-белорусских инвестиций. Это, в свою очередь, повышает уровень их интереса и к участию в таких программах, к разработке инвестпроектов с российскими и белорусскими партнерами. По нашим данным, и Союзное государство, и Таможенный союз, и СНГ в целом весьма перспективное "поле" для прямых иностранных инвестиций долгосрочного характера. Во всяком случае, блок СНГ представляется в современных условиях более привлекательным для прямых иностранных инвестиций, чем, например, блок ЕС.

    - Многие чиновники и эксперты полагают, что основным "центром притяжения" иностранных инвестиций являются специальные или особые экономические зоны. Но, судя по динамике притока ПИИ в Россию, Беларусь и ряд других стран СНГ, не везде наблюдается такая взаимозависимость.

    - Конечно, особые или специальные экономические зоны создавались и создаются для того, чтобы со временем стать центрами "распространения" по всей стране иностранных инвестиций, технологий . Первая в мире такая зона находится на острове Тайвань, созданная еще в 1965 году. Она впоследствии стала именно таким центром. Этот опыт широко используется во все большем числе стран. Такие зоны созданы и в СНГ. Скажем, многие белорусские зоны такого рода расположены вдоль границ с Россией, со странами Балтии, Польшей, Украиной. Этот фактор стимулирует приток трансграничных инвестиций. Но данное обстоятельство - больше географическая выгода таких зон. Потому что их опыт и результаты, как показывает экономическая практика в той же Беларуси, России и других странах СНГ, затем развиваются повсеместно. Примеры тому - рост прямых иностранных инвестиций во многих российских субъектах (например, Амурская область, Ненецкий автономный округ) и областях Беларуси, расположенных вне специальных или особых экономических зон. Так что целесообразно содействовать притоку иностранных инвестиций не только в такие зоны, но и по всей территории государства.

    Поделиться