24.03.2011 00:01
    Поделиться

    На экраны выходит фильм Александра Миндадзе "В субботу", посвященный чернобыльской трагедии

    Вышел фильм про аварию на Чернобыльской АЭС

    На экраны выходит фильм Александра Миндадзе "В субботу". Вот по меньшей мере четыре причины, по которым его стоит посмотреть.

    1 Кино-пророчество. Выход фильма "В субботу" приурочен к печальной дате - в апреле 2011 года исполняется 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. "В субботу" - первая заметная отечественная картина, посвященная чернобыльской трагедии. Дополнительную актуальность картине придает и тот факт, что кино выходит на экраны в момент, когда в Японии происходит катастрофа на АЭС "Фукусима-1", сравнимая по масштабам с тем, что случилось в Чернобыле. Главный герой фильма - молодой парень Валера - работает на ядерном реакторе и одним из первых узнает о масштабах катастрофы. Парень - партийный работник, а все случившееся - засекречено. Он не может рассказать об этом ни своим друзьям, ни близким. Замурованный в радиационном коконе он проживает один день - субботу. Быть может, последний день в его жизни.

    2 "Документальная" съемка. Весь фильм румынский оператор Олег Муту снял подвижной "ручной" камерой - без штатива и операторских тележек. Только так можно было передать через изображение страх и отчаяние, переходящие в ярость, все то, что испытывает главный герой, и создать у зрителя ощущение, что он - очевидец и непосредственный участник событий.

    3 Разгадка - в русском характере. Фильм "В субботу" был показан на Берлинском кинофестивале этого года. Критики оценили художественную составляющую картины, но вот сюжет остался непонятым. Европейцы никак не могли взять в толк, почему Валера сразу же не сбежал из зараженной зоны. Почему все те, кому стало известно о фатальности ситуации, медлили, не хотели верить в очевидное и, более того, поскольку трагедия случилась в выходной день, шли гулять, праздновать свадьбы. Режиссер Александр Миндадзе так прокомментировал суть своей картины: "Это фильм про русский характер, а авария - лишь предлагаемые обстоятельства. Это исследование движений человеческой души, пограничных состояний, характера, парадоксальных поступков в критические минуты жизни. В этом смысле история очень актуальна сегодня - вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы - и тем не менее человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности".

    4 Фильм открыл новое имя - актрисы Светланы Смирновой-Марцинкевич. Подругу главного героя Валеры (Антон Шагин - звезда фильма "Стиляги") сыграла молодая актриса из Санкт-Петербурга, работающая в Молодежном театре на Фонтанке, Светлана Смирнова-Марцинкевич. У актрисы получилось уникальное попадание в образ, в атмосферу кино и соответствие характеру времени. "Светлану я нашел случайно, - говорит Александр Миндадзе. - Она была как растение, которое просто расцветало на съемках. Мне даже не надо было ей ничего говорить - она все понимала. Этим она мне напомнила Елену Майорову, когда мы снимали "Парад планет" - та тоже все делала сама, ей ничего не надо было объяснять".

    прямая речь

    Российская газета: Ваш второй фильм, который вы сделали как режиссер, - "В субботу" - выходит в прокат как раз в те дни, когда весь мир переживает японскую трагедию, в том числе связанную и с атомными АЭС.

    Александр Миндадзе: Фильм, к сожалению, неожиданно оказался актуальным. И это тот случай, когда в силу своих возможностей мы сочиняем какую-то метафору о прошлом, а потом эта метафора возвращается к нам вот в такой драматической реальности. И оказывается по-прежнему важной и своевременной. Жизнь дает тебе свой ответ и подтверждает, что проблема действительно существует.

    РГ: Я разговаривала с французским режиссером, который сказал, что не понял картины, мол, взорвался реактор, нужно бежать - все ясно. И он не может себе объяснить, почему герой этого не делает. То есть западные люди не в состоянии понять фильм?

    Миндадзе: Не все. Там же есть и такие, кто Венечку Ерофеева читает. У продвинутых людей, которых в среде западной интеллигенции немало и которые воспитаны на нашей классической литературе и помнят, как Бунин писал: "Только мы упиваемся своей гибельностью...", поведение героя фильма вопросов не вызывает. А остальным оно абсолютно непонятно. Никак.

    РГ: В Японии сейчас ситуация, аналогичная той, что в фильме, и местные жители оттуда не бегут.

    Миндадзе: Это означает, что даже в человеке из другого мира, цивилизованном и любящем свою жизнь, заботящемся о своем здоровье, есть то, что он сам в себе не понимает. Те, кого, как зрителей, герой фильма удивляет и раздражает, в реальности способны вести себя так же. Это подтверждает, что есть вещи, которые выше человеческого понимания.

    Поделиться