21.03.2011 20:18
    Поделиться

    В Саранске завершился VI международный фестиваль русских театров зарубежья "Соотечественники"

    "Все жанры хороши, кроме скучного" - эта фраза Вольтера могла бы стать девизом завершившегося в Саранске VI международного фестиваля русских театров зарубежья "Соотечественники".

    Всю неделю, что длился культурный праздник, скучать настоящим театралам и в самом деле было некогда. Последний фестиваль "Соотечественники" наверняка запомнится зрителям как один из самых сильных по уровню представленных работ - при этом еще никогда постановки не отличались столь разительно по жанру и стилистике.

    Наглядным подтверждением тезиса о том, что классика не стареет, стал увенчанный наградами театральных форумов России, Украины и Польши спектакль "Женитьба" пермского театра "У Моста". Режиссер Сергей Федотов в своей интерпретации хрестоматийной пьесы Гоголя сумел соединить комедию и фантасмагорию: центральная фигура действа - не мечтательный тихоня Подколесин и не колоритная невеста Агафья Тихоновна, а ловкий и пронырливый бес в образе Кочкарева, настойчиво убеждающий героя жениться. Работа гостей из Перми стала настоящим хитом фестиваля: впервые за всю историю "Соотечественников" артистам пришлось играть спектакль "на бис" второй раз -  поскольку за один вечер зал не смог вместить всех желающих увидеть знаменитую постановку.

    А во время выступления русского молодежного театра из Таллинна большинство мест в зале заполняла самая непоседливая публика - подростки. "Полианна" -  трогательный и добрый спектакль по пьесе Элинор Портер о девочке-сироте, вопреки всему стремящейся быть счастливой и наделенной даром превращать унылые будни в каждодневную "игру в радость", в Саранске был отмечен специальным дипломом "За сохранение семейных ценностей", учрежденным фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы.

    Другой молодежный театр - на сей раз из Кишинева - с романтичным названием "С улицы Роз", произвел среди публики настоящий фурор: пластическая драма по пьесе Гриншпун об Эдит Пиаф "Падам… Падам…" стала одним самых ярких впечатлений фестивальной недели. Под аккорды знаменитых шлягеров Пиаф по сцене проходит нескончаемая вереница мужчин: на лицах, как маска - толстый слой белого грима. В жизни Эдит Гассион, которую позднее назовут голосом Франции, их было так много, что она порой не помнила их имен. Ей, лишенной родительской любви и часто слышавшей вслед "Уродина!", так хотелось, чтобы рядом всегда был Он. Поэты, музыканты, артисты, солдаты-легионеры, моряки из порта, мальчишки-альфонсы из дешевого кабака... Великая мадам Пиаф - взлетевший с парижского дна щуплый нахохленный воробышек со лбом Бонапарта и хрипловатым голосом, перекрывавшим оркестр - больше всего на свете боялась одиночества. "Когда судьба поворачивалась ко мне своей грязной изнанкой, всегда приходил ОН. У каждого из НИХ были голубые глаза. Я находила их даже у негров..." Самые голубые глаза были у Мишеля Сердана. Гордость Франции, чемпион мира по боксу, он оставил глубокий след в ее сердце - певица называла его самой большой любовью в своей жизни: "Ему не нужна была моя слава". После гибели в авиакатастрофе Сердана опознают по двум парам часов: одни подарила ему жена, другие - любовница Эдит… Он носил часы на обеих руках, не снимая, чтобы не обидеть ни ту, ни другую. Алкоголь, кокаин и "веселящие уколы", клиника для наркоманов и приступы безумия… Свою жизнь Эдит Пиаф жгла как свечу, с двух концов. Незадолго до смерти судьба сделает ей сказочный подарок, наградив последней любовью. Безвестный парикмахер, юноша-грек Тео, прорвавшись в гримерку к уже тяжелобольной певице вдвое старше себя, подарит ей маленькую куклу с закрывающими глазами. Они тоже будут голубого цвета… Искренняя, щемящая и вместе с тем элегантная постановка артистов из Кишинева завоевала сердца не только зрителей, но и альтернативного молодежного жюри "Соотечественников", присудившего ей диплом "За музыку в сердце театра".

    Симпатии же маститых театроведов и диплом оргкомитета достались Восточно-Казастанскому театру им. Жамбыла. Название спектакля "Играем Пушкина" говорит само за себя: происходящее на сцене веселое, озорное, замешанное на импровизации действо - в самом деле игра, порой на грани хулиганства. На фоне нарочито незатейливых лубочных декораций - нарисованных березок и сельской церквушки - артисты разыгрывают сюжеты пушкинской прозы, доставая реквизиты по ходу действия прямо из сундука и преображаясь в персонажей повестей "Метель" и "Барышня-крестьянка".

    Более трепетное отношение к классике продемонстрировал Донецкий областной ТЮЗ, показавший зрителям свою трактовку чеховской "Чайки", поставленную в лучших традициях русского психологического театра. Эта работа уже отмечена наградами международных фестивалей в Ялте и Николаеве. А артисты из вильнюсского театра "Арлекин", представившие цикл миниатюр "Полосатый-точка-нет", общались с залом без слов, языком жестов. По признанию членов оргкомитета, появление на театральной сцене клоунов и мимов стало своего рода экспериментом: почему бы и нет?..

    Заключительным аккордом "Соотечественников" стала "Федра" в постановке Азербайджанского русского драматического театра им. Вургуна. Герои античности оживают на сцене среди величественных декораций, отточен каждый жест, реплики трагедии Расина органично переплетаются со стихотворными строками из одноименной драмы Цветаевой...

    - ГРДТ Азербайджана - один из самых ярких театров на постсоветском пространстве, их выступление прозвучало мощным ярким финалом "Соотечественников", - отметила председатель экспертного совета фестиваля, главный редактор журнала "Иные берега", шеф-редактор журнала "Страстной бульвар,10" Наталья Старосельская. - Очень важно, что для многих коллективов, приезжающих сюда впервые, Саранск становится своеобразными воротами в Россию, пропуском на другие фестивали. А мы вновь и вновь убеждаемся, что за пределами нашей страны театр был и остается единственным местом, где русский язык, русская культура, которые всех нас объединяют, продолжают жить и развиваться.

    Поделиться