21.03.2011 00:09
    Поделиться

    С 25 марта и по 10 мая в Пушкинском музее экспонируется "Дама с единорогом" Рафаэля

    "Рафаэль был совсем молодым художником, когда попал во Флоренцию, оказался рядом с Микеланджело и Леонардо и был охвачен улыбкой Джоконды" - говорит Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, глядя на подлинник другого знаменитого женского портрета эпохи итальянского Возрождения.

    Застенчивая улыбка "Дамы с единорогом" Рафаэля официально открыла Год итальянской культуры и итальянского языка в России. Церемония открытия состоялась 19 марта в посольстве Италии в Москве.

    "Знаменитая Леонардовская "сфуматура", то есть дымка, - объясняет Ирина Антонова, - делает все неопределенным, тайным, иногда угрожающим, тревожащим зрителя. Рафаэль, наоборот, пишет светлую картину. Я бы это назвала озонной живописью, наполненной кислородом. Дама Рафаэля передает ощущение чистоты, невинности, необычной красоты."

    Эти две картины, безусловно, разные, но будто связанные невидимой нитью. 35 лет назад Пушкинский музей приютил Джоконду. Теперь там же с 25 марта и по 10 мая экспонируется "Дама с единорогом" Рафаэля. И обе эти работы хранят много тайн.

    Предполагается, что "Дама с единорогом" была поручена автору по случаю свадьбы во Флоренции в 1504-1506 годах. В то время среди аристократов было принято заказывать у известных мастеров портреты новобрачных. Однако личность изображенной дамы остается загадкой по сей день.Также неясно, почему маэстро так и не закончил работу.

    Как выглядел оригинал, подсказывает эскиз картины, хранящийся в Лувре. На протяжении веков картина обрастала деталями и даже несколько раз менялась. В руках у девушки сначала появилась собачка, символ верности. Позже собачка стала единорогом, символом чистоты. На стыке XVI и XVII веков рука анонимного художника добавила накидку на плечи девушки, а колесо, символизирующее мученичество, заняло место единорога. Тогда всем известная дама превратилась в Святую Екатерину Александрийскую.

    Нынешний образ "Дамы с единорогом" снова открыли только в 1935 году, в ходе реставрации полотна.

    Появление в Москве полотна Рафаэля событие уникальное. Лишь несколько раз эта работа покидала Галерею Боргезе в Риме, где она находится в постоянной экспозиции. Еще реже картину отправляли за границу.

    Только на создание подходящих условий для ее перевозки ушло больше трех месяцев. В римский аэропорт из Галереи Даму Рафаэля отправили в кондиционированном грузовике с гидравлической подвеской, чтобы предохранить ее от лишней тряски. В Москву она прилетела спецрейсом, в специальном ящике с постоянно поддерживаемым необходимым микроклиматом.

    Ощущая неповторимость события, все присутствующие в посольстве Италии на торжественной церемонии приветствовали "Даму с единорогом" с особым чувством. Посол Антонио Дзанарди Ланди рад возможности продолжить хорошую традицию организовать выставку шедевров итальянского искусства в России.

    Министр культуры РФ Александр Авдеев оценил прибытие картины в Москву как "жест дружбы и подтверждение особых привилегированных отношений между Россией и Италией."

    В выступлении министра образования Италии Мариастеллы Джельмини прозвучали слова благодарности координаторам программы "Италия в России" и "Россия в Италии" профессору Урбани и Михаилу Швыдкому за большую и успешную работу.

    2011 год, Год Италии в России и России в Италии только начался но, подчеркнула министр Джельмини, он не закончится в декабре, а продолжится.

    Поделиться