21.03.2011 00:20
    Поделиться

    Александр Асмолов: Ребенок сталкивается задачами, решительно отличающимися от традиционных задач школьных учебников

    Инициатива "Наша новая школа" связана с измене нием ценности образования в нашей культуре.

    Одна из важнейших ее задач - переход от так называемого "школоцентризма", когда главенствует просто передача знаний, а не умения и навыки, к тому, что я называю "детоцентризмом". Когда в центре любых программ стоит развитие личности ребенка. В традиционной логике, идущей от замечательных времен Яна Амоса Каменского, главной задачей было создание школы как фабрики для производства "среднего ученика". Раньше в учебниках были задачи, в которых все дано. Сегодня у нас появилась школа "неопределенности". Ребенок сталкивается с такими задачами, которые решительно отличаются от традиционных задач школьных учебников. Вот вам пример: абитуриенты сдают экзамен по математике в один из ведущих вузов страны. И ни один не справляется с определенным заданием. Почему? Оказалось: банальность. Экзаменаторы пропустили при составлении одно условие, и задача не имела решения. Казалось бы, тот абитуриент, который претендует на поступление, напишет: "в данной задаче не хватает такого-то условия, и именно поэтому она не имеет решения". Это был бы успешный показ знаний. Но наши выпускники к такому не готовы. А ведь в жизненных задачах всегда есть нехватка, дефицит условий. И именно такие задачи приходится решать в нашем информационном веке.

    Хотя наиболее точное название нашей эпохи - не просто информационный век, не просто постиндустриальный, а сетевое столетие. И в таком столетии ребенок погружен в океан стремительно развивающихся ситуаций. Интернет выступает здесь как своего рода уникальный синхрофазотрон, ускоритель любых процессов. Готовить человека к набору стандартных ситуаций необходимо, но это лишь одна из тысячи задач. Новая школа становится школой, в которой моделируются неопределенные ситуации, и именно школа должна выступить как институт, готовящий ребенка к достижению личностного и профессионального успеха. Это на первом плане.

    Прежде в школе вставал вопрос доступных знаний для ученика. Но на периферии оказывался не менее важный момент - доступность знаний для учителя. Информационные технологии для педагога - окно в мир информации. И он как никогда по-другому может увидеть и понять наиболее современные методики. Его уже нельзя привязать, как крепостного крестьянина, к единой системе повышения квалификации в одном городе или регионе. Он сам может выбрать то, что ему нужно. Для этого достаточно посмотреть набор уникальных предложений, которые дает Интернет.

    Мы переходим от парадигмы унитарного, строевого образования к развивающему образованию, в котором возможны варианты программ и индивидуальные траектории развития личности. Найти такие варианты, "достать" каждого ученика, подобрать для него программу, которая соответствует способностям и интересам - в этом помогают информационные технологии, которые вовсе не враг индивидуализации обучения, как хотят показать некоторые, а ее преданный друг.

    Поделиться