16.03.2011 00:40
    Поделиться

    Минрегион: Число обманутых дольщиков в России превысило 80 тысяч человек

    Число пострадавших граждан при строительстве жилья превысило 80 тысяч

    Минрегион закончил составление единого всероссийского реестра обманутых дольщиков. Итоговая цифра оказалась на треть выше прогнозов. Запросив из каждого субъекта поадресный список проблемных объектов с точным числом заключенных договоров, минрегион вышел на показатель 80 тысяч обманутых дольщиков.

    Каковы теперь будут действия властей? Есть ли гарантия, что все 80 тысяч человек уже к концу 2012 года, а именно такую задачу ставят федеральные власти, справят новоселье? С этим вопросом "Российская газета" обратилась к заместителю министра регионального развития Константину Королевскому.

    Константин Королевский: Если быть до конца точным, то сегодня в сводном списке, основанном на данных регионов, 80 тысяч 319 человек и 897 объектов. Сразу подчеркну: это не федеральная поименная база данных. Это реестр прежде всего проблемных объектов. На уровне каждого субъекта свое определение этого термина, так же как и понятие "обманутого дольщика", свой перечень критериев для включения в региональный реестр и свои меры поддержки, - все эти показатели содержатся в разработанных и принятых законах субъектов РФ.

    Именно руководители субъектов своей нормативной базой определяют, кого считать обманутым. Каждый регион разработал и передал нам свои реестры и планы-графики по решению проблемы и по вводу этих домов.

    Некоторые стройки по вполне понятным причинам не укладываются в срок до середины 2012 года и переходят на конец года. Но жесткое требование ко всем без исключения губернаторам и главам субъектов - чтобы по каждому из объектов, входящих в региональный перечень, люди, заключившие договоры, понимали, что в такое-то время, в таком-то доме для него строится такая-то квартира или его вопрос решается с применением других вариантов.

    В ближайшее время мы сведем все графики в единый по стране, откорректируем его и будем следить за его выполнением.

    Российская газета: Как человеку, к примеру, в Казани, узнать, вошел ли его недостроенный дом в тот перечень проблемных объектов, взятых на карандаш минрегионом? И что делать, если он оказался за бортом?

    Королевский: Обратная связь для минрегиона очень важна. Мы должны быть уверены, что списки выверены не только чиновниками, но и самими пострадавшими. Для этого есть несколько механизмов. Во-первых, в каждом субъекте создана рабочая группа или межотраслевой совет по решению этой проблемы. Минрегион давал поручение руководителям, ответственным за это направление в субъектах, в обязательном порядке включить в этот совет представителя инициативной группы обманутых дольщиков. Во всех субъектах такие рабочие группы появились. А вот дольщики вошли лишь в 2/3 таких групп. Думаю, что до конца марта обратная связь с народом заработает во всех проблемных субъектах. Кроме того, эти контакты будут открыты: люди должны в лицо знать тех, кто ответственен за решение их жилищных и социальных вопросов.

    Региональные реестры должны предоставляться для ознакомления всем желающим, и на уровне субъекта, может быть, при созданной комиссии надо решать, включать или исключать тот или иной объект из реестра. К тому же в координационный совет, созданный в конце года непосредственно министерством регионального развития, также войдут представители пострадавших дольщиков - их кандидатуры будут рассмотрены на ближайшем собрании совета. Эти люди начнут работать в тесной связке с региональными инициативными группами дольщиков.

    РГ: Как на местах уже помогают людям?

    Королевский: Помимо непосредственно выделения реальных средств из регионального бюджета на завершение строительства домов есть и немало других вариантов, в том числе направленных на увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта.

    РГ: За счет чего?

    Королевский: Например, за счет снижения или полного исключения затрат на подключение к инженерной инфраструктуре. Допустим, стоит дом с высокой степенью готовности, а на то, чтобы подвести к нему сети, нужно заплатить несколько десятков миллионов рублей. Для многих дольщиков - неподъемная сумма. В ряде случаев в областных администрациях им идут навстречу. Иногда, если это возможно, вносят изменения в проектно-сметную документацию или идут на увеличение площади земельного участка, выделенного под строительство объекта.

    Есть и примеры, когда субъекты частично или полностью отказывались от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком).

    РГ: Часто с дольщиков требуют доплатить, причем немалую сумму, за завершение строительства. Но часто у людей нет на это денег.

    Королевский: Эта практика существует. Но речь идет не о бесконечных вымогательствах новых сумм. Иногда при всем желании администрации или нового застройщика не удается достроить дом без новых вложений. В случае когда объект находится в высокой степени готовности, людям зачастую выгоднее довложить какую-то небольшую сумму и побыстрее отметить новоселье. Именно тогда созданные ТСЖ или ЖСК граждан при поддержке властей самостоятельно достраивают свои дома. Размер доплат в таких случаях очень разный - от 500 до 8-15 тысяч рублей за квадратный метр, а по единичным примерам и больше. Понятно, что если дом на стадии котлована, а застройщик с людей собрал по 70-80 процентов от стоимости жилья и исчез, то вряд ли кто-то захочет сложиться еще раз на достройку квартир. Здесь уже нужно искать другие способы помощи.

    РГ: Недавно премьер Владимир Путин сообщил, что в качестве одной из мер компенсаций пострадавшим дольщикам может быть выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Насколько это реально?

    Королевский: Эта форма компенсации уже активно используется в регионах. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и в целом ряде других субъектов такая практика вряд ли в полной мере заработает. А вот, к примеру, в Ульяновске, в Вологде, Владимирской области люди уже осваивают новые выделенные участки и строят жилье. Естественно, никакой принудиловки - человек сам решает, какой вариант ему выбрать.

    РГ: Какие регионы стоят в лидерах по числу обманутых дольщиков?

    Королевский: Это не совсем корректное определение. Лидеры, в основном, - это те субъекты, которые на протяжении многих лет входят в десятку наиболее успешных регионов по объемам ввода жилья. Проблема дольщиков бок о бок идет с темпами развития жилищного строительства. Есть редкие исключения - когда и домов строится довольно много, и обманутых соинвесторов нет: в Мордовии, к примеру, в Ленинградской области. В целом же лишь в 16 субъектах из 83 долевое строительство не проблемное. Помимо уже названных, это Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Тыва, Чечня, Камчатский край, Кемеровская, Магаданская, Псковская и Сахалинская области и Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    На первых строчках рейтинга, повторюсь, именно развивающие и вкладывающие в стройку регионы: Самарская область, Москва и Московская область, Татарстан, Новосибирская область и Краснодарский край. В этих шести субъектах 36325 пострадавших дольщиков - 45 процентов от общего числа по всей стране.

    РГ: Хотите сказать, что все это - наследие былых времен?

    Королевский: Есть и совсем свежие примеры. По таким объектам заключение договоров с гражданами проходило, как правило, в обход закона о долевом строительстве. И в большей степени - это уже вина самих людей, которые по незнанию вкладывались в априори сомнительные схемы. Конечно же, разъяснительная работа на местах должна вестись непрерывно. В каждом регионе должен быть реестр добросовестных застройщиков, специалисты на местах должны постоянно идти на контакт с людьми. Ведь, в конечном счете, если чиновник сегодня не разъяснил населению информацию о том, как ему правильнее и безболезненнее вложиться в "долевку", то, вероятнее всего, завтра он будет вынужден расхлебывать проблемы уже обманутых дольщиков.

    РГ: Сегодня обманутые дольщики снова стали выходить на улицы, как это уже было когда-то. Недавняя голодовка в Уфе, митинги в Москве, Самаре, Краснодаре...

    Королевский: Я не стал бы утверждать, что в регионах все чиновники сидят и ковыряют в носу, ничего не делая для решения проблемы. Только в одном Подмосковье за 2010 год введено в эксплуатацию более 80 жилых домов общей площадью 600 тысяч квадратных метров, еще по ряду объектов идет возврат денежных средств пострадавшим вкладчикам, на 30 объектах возобновлено строительство, зачастую с привлечением новых инвесторов. В целом за последние 5-6 лет регионы самостоятельно изыскали или привлекли из внебюджетных источников около 6-8 миллиардов рублей на помощь обманутым дольщикам. В новые квартиры уже въехали почти 20 тысяч семей.

    И еще один важный момент: почему-то в последнее время при понятии дольщик большинство в ассоциативном порядке ставит рядом прилагательное - обманутый. Это неверная цепочка. Лишь около 3-5 процентов от построенного за последние годы с привлечением средств граждан жилья в России входит в перечень проблемных. Поэтому страшилку из "долевки" делать не нужно.

    РГ: А как отреагировали руководители субъектов, когда узнали, что проблему обманутых дольщиков им нужно решить до конца 2012 года и при этом из федерального бюджета на эти цели не будет выделено ни копейки? Ведь большинство субъектов дотационные.

    Королевский: Большинство губернаторов отнеслись с пониманием. Как показала практика, унифицированного варианта действий зачастую нет.

    Именно поэтому минрегион как координирующий орган обобщил положительный опыт регионов, проанализировал всю собранную законодательную базу - чтобы в каждом субъекте смогли тиражировать опыт передовиков по решению проблемы. Также по нашей инициативе сейчас в ряде регионов, где раньше этому вопросу не уделяли должного внимания, разрабатываются местные постановления и областные законы, направленные на поддержку пострадавших дольщиков.

    Где обманутых больше

    Поделиться