15.03.2011 14:45
    Поделиться

    Петр Шелищ: Необходимо вводить потребительское просвещение в школах

    Сегодня на пресс-конференции в "Российской газете" выступал председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, который рассказал о проблемах в потребительской системе и поведал, за счет чего можно добиться юридической подкованности людей в этой области.

    Российская газета: На что в последнее время больше всего жалуются люда?

    Шелищ: В последние годы больше всего людей волнует очень быстрое удорожание жилищно-коммунальных услуг. В начале 2000-х годов они составляли 4 процента от семейных бюджетов, но уже перешли за 8 процентов.

    Кроме того, в 2011 году мы с вами обязаны обеспечить, так записано в законе об энергосбережении и повышении энергоэффективности, установку приборов учета всех коммунальных ресурсов у себя в доме. И я на 100 процентов уверен, что подавляющая часть граждан к концу года ничего не сделает. Более того, сами люди ничего и не должны делать. В законе написано, что к каждому из нас должен прийти представитель ресурсно-снабжающей организации, подписать договор и за свой счет установить счетчики. А потом в течение пяти лет мы должны будем оплачивать их в рассрочку.

    Никто, естественно, к нам не приходит, в лучшем случае вешают объявления в подъездах. Поэтому я уверен, что будет принято решение отложить обязательность установки счетчиков в этом году.

    Российская газета: Как Вы оцениваете юридическую подкованность людей в потребительских вопросах?

    Шелищ: Могу заметить, что люди стали больше обращаться к нам за помощью. За последние семь лет у нас втрое выросло число жалоб. Особенно это стало заметно в кризис.

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    Так же мы с 1995 года проводили опросы у населения. И по итогам заметили, что год от года увеличивается доля тех, кто знает о своих потребительских правах. К сожалению, в первой половине последнего десятилетия рост остановился. Во-первых, это связано с тем, что осталось много пожилых людей и с низким уровнем образования. Их уже бессмысленно чему-то обучать. А, во-вторых, на сцену вышли новые проблемы, которые люди и с высшим образованием не готовы решить. Например, в том же ЖКХ. Ведь без специальных исследований невозможно определить какая вода течет из вашего крана.

    Российская газета: А как можно решить эти проблемы?

    Шелищ: Такие проблемы есть не только у нас, но и во всем мире. Но, в  отличие от России, в той же Америке за счет федерального бюджета создаются системы консультирования правовой помощи потребителей, которые в этом нуждаются. И эта система работает. Это был бы главный резерв в нашей работе.

    А последний резерв - это потребительское просвещение в школах. Есть статья в законе о защите прав потребителей, которая называется "Право потребителей на просвещение". И там прописано, что это право обеспечивается включением в школьную программу.

    Это очень важно и полезно. Но сейчас невозможно ввести в школы новый предмет, так как уже нет места. Но в программы большинства предметов можно было бы спокойно включать потребительские знания. Но пока все наши призывы не услышаны.

    Справка

    Союз потребителей России, объединяющий свыше 100 реально работающих общественных потребительских организаций, подвел итоги своей деятельности. По информации сопредседателя СПРФ Евгения Мясина, в минувшем году было проконсультировано свыше 400 тысяч потребителей, чьи права были нарушены, из них более 310 тысяч консультаций было проведено бесплатно. Более всего, как и раньше, потребители жалуются на качество непродовольственных товаров (почти 40  процентов обращений), нарушение сроков исполнения работ и услуг (свыше 10 процентов), качество услуг ЖКХ (9  процентов). Однако в этом году резко выросло число обращений в связи с низким качеством продовольственных товаров (свыше 7  процентов), а ведь, как правило, потребители с этими проблемами к нам не обращались из-за малой суммы ущерба. По обращениям потребителей составлено более 34 тысяч претензий и около 5 тысяч исковых заявлений в суд.

    Эффективность работы такова: более 75  процентов претензий удовлетворено в досудебном порядке, если же дело дошло до суда, то в 94 процентов случаев вопрос решался в пользу потребителей. Только по решениям судов сумма возмещенного потребителям ущерба составила 278 миллионов рублей.

    Поделиться