11.03.2011 00:50
    Поделиться

    Свои новации ведомства будут оценивать на вредность для экономики

    Минэкономразвития предлагает радикально изменить подход к подготовке законов и других нормативных актов. Еще на черновой стадии, по рекомендации министерства, их авторы будут просчитывать, какое влияние окажут инициативы на бизнес и экономику в целом и чего в итоге будет больше - плюсов или минусов.

    Свои доводы они изложат в пояснительных записках, а минэкономразвития станет своеобразным фильтром для готовящихся законопроектов. Министерство реализует эту идею постепенно: если сейчас оно само проводит основные расчеты и консультации, то в дальнейшем предполагается уделять основное внимание именно качеству обоснований, подготовленных разработчиками, рассказал "РГ" директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Алексей Херсонцев. Параллельно схожие процедуры планируют внедрять и в регионах.

    Сейчас задумываться о влиянии предлагаемых новшеств авторы законопроектов, строго говоря, не обязаны. Финансово-экономическое обоснование необходимо только в том случае, если новый законопроект повлечет расходы или изменит доходную базу федерального бюджета. Кроме того, министерства и ведомства размещают на своих сайтах проекты нормативных актов на предмет антикоррупционной экспертизы. Но речь идет о внедрении более широкой оценки. Это принципиально новый подход к государственному регулированию, говорит Херсонцев. Скажем, новый законопроект может и не потребовать новых ассигнований из федеральной казны, но обернется дополнительными издержками для бизнеса, региональных и муниципальных бюджетов, поясняет собеседник "РГ". Или, к примеру, инициаторы сетуют на то, что участники рынка не выполняют требований, и предлагают ввести для них более жесткое регулирование. Но при этом не выясняют истинную причину сбоя.

    Новая схема такие неувязки должна убрать. Частично она уже отрабатывается. Летом прошлого года в минэкономразвития был создан специальный департамент, который оценивает воздействие нормативных актов на экономику. К работе министерство подключило и ведущие бизнес-объединения. И это не заигрывание с участниками рынка, а реально работающий механизм, утверждает Херсонцев. За несколько месяцев проанализировано 55 проектов нормативных актов, примерно по половине из них были даны отрицательные заключения. Один из самых ярких примеров - предложение о введении новых образцов паспортов для контрольно-кассовой техники. Для малого и среднего бизнеса простая замена документации обошлась бы в 1,5 миллиарда рублей, но, когда возник вопрос, какую именно проблему решит это требование, четкого ответа мы не получили, рассказывает Херсонцев. Права "завернуть" проект нормативного акта у министерства нет, но его заключение должно представляться в правительство параллельно с инициативой. И если отзыв отрицательный, обычно авторы идеи воздерживаются от ее продвижения.

    Оценку в минэкономразвития сейчас проходят нормативные акты, которые касаются контрольно-надзорной деятельности, установления обязательных требований к продукции, безопасности процессов производства, оценки соответствия. Постепенно список актов для оценки будет расширен, обещает Херсонцев. Но министерство исходит из того, что сначала надо наработать практику, приучить к новому подходу разработчиков. Планируется, что авторы проектов должны будут четко сформулировать, на решение какой проблемы направлена инициатива, существуют ли альтернативные варианты, указать, кого затронут изменения, "цену вопроса" не только для государства, но и для бизнеса. К лету министерство подготовит методические рекомендации к составлению пояснительных записок. Но какой-либо ответственности за некачественную подготовку проектов вводить не планируется.

    Однако подход должен быть более жестким, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. "Не успели повысить страховые взносы в соцфонды, как тут же стали вводить послабления для малого и среднего бизнеса", - напоминает он. Обязанность просчитывать воздействия на экономику надо вменять законом. А ответственность за качество подготовки нормативных актов сделать одним из критериев оценки деятельности министерств, учитывать при выделении денег из бюджета. Если оставить эту норму на уровне рекомендаций, она не сработает, предупреждает эксперт.

    Поделиться