05.03.2011 20:43
    Поделиться

    Погибший командир Ан-148 считал самолет "очень удачным"

    Экипажем нового лайнера, разбившегося 5 марта в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета с иностранными пилотами на борту, руководил заслуженный летчик-испытатель РФ Юрий Павлович Зубрицкий.

    С тех пор, как на воронежском авиазаводе (ОАО "ВАСО") начали серийно выпускать Ан-148, Зубрицкий налетал на этой машине почти 300 часов.

    - Самолет действительно оправдывает свою характеристику "новейший региональный", - рассказывал Юрий Павлович в недавнем интервью "бортовому журналу" предприятия - "Воронежским крыльям". - Его производство выводит отечественный авиапром на передовые рубежи. У Ан-148 хорошая авионика, большой прочностный резерв, большой запас энергоемкости двигателей и других систем. Самолет очень удачный, пригодный для использования на самых разных аэродромах России…

    В день трагедии Ан-148 председатель профкома "ВАСО" Анатолий Башкирев тоже вспомнил, как Зубрицкий хвалил новую машину, говоря, что "может посадить этот самолет даже при одном работающем двигателе".

    Пилот испытывал все лайнеры, выпускавшиеся на воронежском заводе, в течение 15 с лишним лет: и первый отечественный аэробус Ил-86 (знаменит своими показателями безопасности), и созданный на его основе Ил-96 (на таких бортах передвигались и передвигаются все российские президенты). А до того работал на авиазаводе в Ташкенте - "облетывал" все головные самолеты семейства Ил-76, от машин дальнего радиолокационного обнаружения и управления до "летающих госпиталей". Однажды почувствовал опасные неполадки в оборудовании раньше, чем сработала автоматика, - по еле уловимым изменениям шума и давления в кабине. И пустил самолет вниз с девятикилометровой высоты так резко, что на время пропал с экранов локаторов. В ЧП с Ан-148 траектория, по всей видимости, была похожей: машина пошла на запланированное снижение с девяти до пяти километров, затем внезапно "исчезла". Только вот на Ил-76 посадка получилась мягкой, а Ан по не выясненным пока причинам рухнул на землю.

    В декабре 2010-го Зубрицкому исполнилось 60 лет. Сорок из них он посвятил небу. В 2005-м Юрий Павлович, летчик-испытатель первого класса, стал кавалером ордена Мужества - за испытание авиатехники с риском для жизни. В тот год он экстренно посадил Ил-96 с полными баками топлива и неисправностями в шасси - в двигатель попала птица.

    - Новый самолет всякий раз вызывает у меня трепетные чувства, признавался ас "Воронежским крыльям". - Испытываешь эмоции, сходные с тем, когда держишь за ручку ребенка, делающего свои первые шаги. Ведешь себя максимально деликатно. Это чувство не только не притупляется, оно даже обостряется со временем… С годами острые грани характера неизбежно сглаживаются, становишься более рассудительным. Это, наверное, и есть то, что называется словом "опыт". Летчики, как правило, хладнокровно реагируют на нештатные ситуации. Древние сформулировали принцип: "primu non nocere" - не навреди. Тот же принцип действует и в авиации.

    Он любил рисовать и с юности мечтал освоить живопись. Не случилось. Но последний штрих в судьбе не смазан: вошедший в огненный штопор самолет удалось увести от школы и жилых домов.

    P.S. На борту упавшего Ан-148 находились также штурман-испытатель первого класса, заслуженный штурман РФ Владимир Иванович Ясько, бортовой инженер-испытатель Александр Алексеевич Королев, ведущий инженер по летным испытаниям Анатолий Сергеевич Самошкин и опытные пилоты ВВС Республики Союз Мьянма Хтен Лин Аунг и Зау Хтун Аунг.

    Поделиться