05.03.2011 00:20
    Поделиться

    Реформа бюджетных организаций создает проблемы для маленьких школ

    Реформа бюджетных учреждений не должна пройти формально, чтобы не зачахнуть на корню. Об этом предупредили (пока только друг друга) члены экспертной группы "Реформа бюджетного сектора в экономике".

    Заседание этой специально созданной группы в рамках уточнения концепции долгосрочного развития России до 2020 года прошло впервые. И собрало в Национальном исследовательском университете-Высшая школа экономики с десяток ведущих экономистов научных центров и институтов, представителей вузов, медицинских учреждений, а также органов муниципальной власти, федеральных министерств и ведомств. Цель - проанализировать первые итоги реформирования бюджетного сектора, обобщить болевые точки, представить рекомендации в правительство.

    Между тем масштаб бюджетного сектора, в котором находится подавляющее число учреждений социальной сферы, поистине огромен. Всего в России сегодня действует 230 тысяч 197 таких учреждений образования, здравоохранения, культуры. Причем на региональном и муниципальном уровнях. Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на социально-культурную сферу только в 2010 году составили почти 10 триллионов рублей, то есть 22,1 процента ВВП. Между тем главный вопрос, на который должны ответить эксперты, смогут ли в итоге подушевые нормативы и механизмы госзаказа в полной мере отвечать эффективному расходованию таких баснословных сумм и в итоге привести к действительному повышению качества и доступности государственных муниципальных услуг для россиян? Предварительные выводы, к которым пришли участники дискуссии, должны настораживать. По словам Бориса Рудника, проректора НИУ-Высшая школа экономики, о формальном проведении реформы, с одной стороны, говорит отсутствие достаточно четких критериев, по которым можно отнести учреждения к числу казенных, бюджетных и автономных. Нет показателей качества в перечнях их услуг для граждан. Настораживает и чрезмерная децентрализация в проведении реформы. В одном муниципалитете для школ, к примеру, могут установить госзадание - создать группу продленного дня. А в соседнем такой услуги не предусмотрено.

    Все эти проблемы, которые пока не видны гражданам, тревожат экспертов и представителей властей. К примеру, по словам заместителя губернатора Тверской области, руководителя департамента финансов Алексея Каспржака, в области уже закрыты малокомплектные школы, которые не прошли по подушевому нормативу распределения бюджетных денег. Осталось еще много маленьких сельских школ. Как их поддерживать - грантами ли, субсидиями ли? И надо ли поддерживать? Или одновременно решать проблему переселения "неперспективных" сел ближе к большим населенным пунктам? На эти вопросы пока нет ответов. В идеале надо возить детей из маленьких сел на школьных автобусах в "центр". Но для этого нужны хорошие дороги и автобусы.

    Среди актуальных вопросов, которые обсуждали эксперты, и то, какое количество бюджетных услуг необходимо предоставлять в тех или иных государственных учреждениях и как им при этом конкурировать с негосударственными, используя подушевой норматив финансирования. Участники совещания привели пример. В Москве сегодня подушевой норматив финансирования в средней государственной школе -

    100 тысяч рублей. В негосударственной школе он складывается на уровне 0,5 миллиона рублей. Еще одну проблему обострила главный врач клинической больницы Управления делами президента, профессор Елена Яшина. Что все-таки должен включать подушевой норматив для предприятий - услугу плюс содержание имущества или отдельно услугу и отдельно содержание имущества? Сегодня многие сталкиваются с тем, что в нормативы включается не только затрата на услугу, но и на содержание имущества. А это ахиллесова пята. По словам Яшиной, только налог на землю ее медицинское учреждение должно заплатить при таком раскладе 300 миллионов рублей. Для больного это означает, что вместо нынешних 5 тысяч рублей бесплатное койко-место в сутки составит 50 тысяч.

    Словом, острых неоднозначных вопросов много.

    Поделиться