04.03.2011 14:37
    Поделиться

    В Госдуме готовится новый закон об экономическом статусе Калининградской области

    Получит ли Калининград новый экономический статус вместо Особой экономической зоны?

    В Госдуме РФ готовится новый федеральный закон об экономическом статусе Калининградской области.

    Об этом заявил председатель комитета по экономической политике Госдумы РФ Евгений Федоров, побывавший в Калининграде. Новый нормативный акт, по его словам, должен заменить действующий закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". До его принятия коррективы будут вноситься в действующее законодательство.

    Это заявление парламентария дало в регионе старт дискуссии на высоком уровне о том, какие изменения необходимы для успешного функционирования местной экономики. Плюсы и минусы действующего закона об ОЭЗ, а также возможное содержание нового нормативного акта калининградские чиновники, эксперты и предприниматели обсудили с руководителями комитетов Госдумы РФ - по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным и по международным делам - Константином Косачевым.

    Напомним, речь идет о второй редакции закона о Калининградской ОЭЗ, вступившей в силу в 2006 году. Первый закон, принятый в 1996 году, помог выжить местной экономике в условиях изоляции от "большой" России. Благодаря льготе по беспошлинному ввозу импорта в регионе появились предприятия по его переработке. Свою продукцию они смогли вывозить на основную территорию страны для продажи без уплаты пошлин и НДС.

    Разработчики второго закона постарались сместить акценты: создать благоприятный климат для притока в область российского и зарубежного капитала с последующей организацией здесь серьезных производств. Резидентам ОЭЗ, вложившим в экономику области не менее 150 миллионов рублей, гарантировались налоговые льготы. Первые шесть лет такой инвестор может не платить налог на прибыль и имущество, а последующие годы перечислять его по половинной ставке. Что касается предприятий "старой" зоны, то у них осталось право беспошлинного ввоза импортной продукции до 2016 года. Предполагалось, что в течение этого переходного периода подобные компании успеют локализовать свои производства и продолжить работу уже без льгот.

    По данным министерства экономики Калининградской области, за прошедшие пять лет в регионе появилось порядка 66 резидентов ОЭЗ, было создано 11 тысяч рабочих мест, инвестировано 40 миллиардов рублей. Однако часть крупных компаний оказались в какой-то мере зависимы от "переходников", размещающих у них свои заказы. К тому же далеко не все "старожилы" ОЭЗ смогли наладить глубокие производственные процессы на месте. Поэтому, начиная с прошлого года, местные власти и бизнес заговорили о необходимости продления переходного периода. По мнению большинства, режим свободной таможенной зоны - это необходимая компенсация эксклавных издержек.

    Кроме того, как заявил вице-премьер правительства Калининградской области Михаил Плюхин, закон не создал механизмов для развития малого и среднего бизнеса, в который вовлечена значительная часть населения янтарного края. Тормозом в экономическом развитии региона он считает также усложненные административные процедуры. Необходимо учитывать и внешние факторы: как, например, отразится на жизни эксклава вступление России в ВТО. Словом, по мнению Плюхина, в настоящее время сложилось осознание того, что закон необходимо корректировать.

    Однако конструктивных предложений по содержательной части нового законопроекта на состоявшемся мероприятии прозвучало мало. Это отметили присутствовавшие на нем Владимир Плигин и Константин Косачев.

    - Если калининградцы жалуются на недоработки действующего закона об ОЭЗ, то где они были на стадии рассмотрения нормативного акта? Ни разу не видел ни одного лоббиста Калининградской области, который инициировал бы изменения в федеральное законодательство, - сказал Владимир Плигин. - Поверьте, сроки вступления в силу нормативного акта можно очень легко передвинуть.

    - Действительно, закон не регулирует малый и средний бизнес, - признал Константин Косачев. - Но хотя бы в той части, в какой он был написан для крупного бизнеса, у вас имеется такой анализ?

    Как добавил руководитель комитета по международным делам ГД РФ, эксклавные издержки не приводят к радикальному отличию уровня жизни Калининградской области от других субъектов РФ.

    - Я недавно был в Магаданской области, - рассказал он. - У них имеется единственная дорога до Якутска. И работает она три-четыре месяца в году. Добывается у них, конечно, немного алмазов. Но вряд ли это компенсирует все остальные издержки этого региона. У Калининградской области есть своя специфика. Но преимуществ в ее географическом положении не меньше, чем недостатков. Задача заключается в том, чтобы научиться разумно пользоваться этими преимуществами. Как показывает мировой опыт, примеров введения каких-то особых условий для того, чтобы компенсировать издержки географического положения, в общемировой практике гораздо меньше, чем когда особые экономические условия создаются в интересах общего развития страны, - подчеркнул он. - Поэтому сверхзадача местных властей заключается в том, чтобы найти такую миссию для региона, от которой будет хорошо и его жителям, и стране в целом.

    В качестве примера депутат привел деятельность властей города Сувалки (Польша) - административного центра приграничного с областью воеводства. Там также функционирует особая экономическая зона с налоговыми льготами для малого, среднего и крупного бизнеса. Инвесторам предлагаются земельные участки под производства с готовой инфраструктурой и планами застройки местности, гарантируется минимальный срок оформления документации, доброжелательность чиновников и возможность подготовки молодых квалифицированных кадров под имеющиеся потребности бизнеса.

    - Это понятный и привлекательный набор критериев, который можно реализовать и в Калининградской области, - добавил Константин Косачев. - Успех региона - это сумма общих усилий, а не только федерального центра, который должен что-то сделать для области.

    Поделиться