04.03.2011 10:48
    Поделиться

    Писательница Елена Крюкова: Творческое начало принадлежит мужчине

    Писательницу с Волги услышала Америка

    Нижегородка Елена Крюкова - поэт, прозаик, искусствовед, музыкант и много кто еще - производит впечатление тихого, домашнего и "уютного" человека.

    При этом как писателя ее знают далеко за пределами приволжской столицы, литературные критики уже давно оценили ее книги по достоинству. Например, одно крупное московское издательство номинировало ее роман "Серафим", действие которого происходит в Нижегородской области, на премию "Большая Книга"-2011. В марте выйдет из печати еще одна ее книга - роман "Юродивая", а в феврале "тихая, домашняя" женщина была замечена в записи программы о феминистках.

    Корреспондент "Российской газеты" попросила Елену Крюкову рассказать об этом, о себе и о многом другом.

    Мужчины главнее

    Российская газета: Елена, вы ездили на запись телепрограммы Виктора Ерофеева "Апокриф". Что там было интересного?.

    Елена Крюкова: Тема передачи звучала как "Новые амазонки". Правда, Марию Арбатову не приглашали. В студии были писатель Михаил Веллер, телеведущая и журналистка Ксения Соколова и другие. Мне эта тема немного смешна. Я человек очень патриархальный, хотя и не "домостроевский". Кто такие "амазонки"? Это сильные, воинственные женщины древности, равные мужчинам и даже победившие мужчин.

    Много говорили о сильных женщинах, о феминистском движении. Ерофеев на полном серьезе спросил: "А вам в детстве не снилось, что вы были мальчиком?" Я честно призналась, что никогда.

    Так уж сложилось в патриархальном обществе на протяжении тысячелетий, что творческое начало принадлежит мужчине. Назовите мне хотя бы одну женщину-живописца, которая была бы равна по гениальности Микеланджело. Или женщину-писательницу, которая была бы равной Льву Толстому, Достоевскому или Шекспиру! Писательниц много, имя им легион. Мы видим большие таланты, но ни одного гения. Ерофеев удивился: "Лена, вы рубите сук, на котором сидите!" Я так не считаю.

    РГ: Не ожидал?

    Крюкова: Да. После эфира Ерофеев мне признался: вы озвучили то, о чем думал каждый. Мужчина и женщина никогда не будут равными. Да, есть прекрасные женщины-скульпторы - Голубкина, Мухина. Но даже великая Камилла Клодель, возлюбленная Родена, не достигла гениальности самого Родена. Значит, есть Божие неравенство. Самое великое, что может сделать женщина, - установить гармонию, а не перейти к оголтелому феминизму.

    Ксения Соколова настаивала, что мужчинам нравятся стервы. Но женятся-то они на тихих, нежных и женственных...

    Васильсурская история

    РГ: В ноябре 2010 года в Москве вышел роман "Серафим", где главный герой - сельский священник. О чем книга?

    Крюкова: Это роман о жизни, о любви, о грехе и оправдании. Место действия - село Василь, в котором нижегородцы без труда узнают поселок Васильсурск. Здесь главному герою суждено прожить самые драматичные годы своей жизни. Презентация книги прошла 11 января в доме Булгакова.

    РГ: Роман получил не только лестные отзывы...

    Крюкова: Неудивительно. Главный герой Борис Полянский не идеален. Он рано женился, после свадьбы его жена - девочка из рабочего района - начинает пить и гулять. Дочка Аня умирает от менингита. После смерти ребенка Борис случайно заходит в церковь и знакомится с отцом Максимом, у которого пятеро детей. Борис видит счастье, которое буквально излучает священник, и собирается пойти по его стопам. В Василе Борис, ставший отцом Серафимом, встречает свою настоящую любовь. Девочку Настю, которая поет на клиросе.

    В основу книги легла подлинная история, которой я "мучилась" три года, пока не записала ее. В романе я описываю хиротонию (рукоположение в священники. - А. А.), поэтому текст отдала на редактуру старообрядческому священнику отцу Симеону Дурасову. Он сказал: можно подумать, что это писал священник.

    Прозаик, кинокритик и сценарист Алена Жукова - председатель Торонтского кинофестиваля - написала: "Книгу вашу читала с наслаждением. Она осталась во внутреннем зрении как роскошная фреска..."

    Зато одна известная московская писательница назвала роман "околорелигиозной конъюнктурой". Кстати, заканчивается роман дневником отца Серафима. Он пишет о войне, о мире, о том, что происходят внутри Церкви. Может, теперь и от священников "получу".

    РГ: Похожий сюжет в романе Майи Кучерской "Бог дождя". Тоже, кстати, лонг-листера "Русского Букера".

    Крюкова: Пока я не прочла его. Русские писательницы не на шутку увлеклись образами священников. Людмила Улицкая, Елена Колядина, которая взяла "Букер" в 2010 году, и Крюкова туда же. Но ведь и классики писали о священниках.

    РГ: Но если серьезно, откуда появилась эта тема?

    Крюкова: Все не случайно. Я пела в церкви, когда училась в Московской консерватории. Мой папа еще в хрущевское время реставрировал храм в Арзамасе, расписывал Высоковскую церковь в Нижнем Новгороде. Я научилась читать по-церковнославянски раньше, чем по-русски. При этом я далека от того, чтобы строго соблюдать посты, регулярно ходить в храм. Возможно, с точки зрения канона сама эта книжка - грех.

    От "Юродивой" до белого генерала

    РГ: Прототип главной героини "Юродивой" - блаженная Ксения Петербургская?

    Крюкова: Да, но это современный роман. Действие происходит в наши дни. Хотя примет времени там нет. Машина называется "железная повозка". Там нет слов холодильник, телевизор... Так можно было описать наше время из далекого прошлого.

    Героиня романа Ксения излечивает людей, но при этом просит милостыню на Казанском вокзале. Это произведение "качается" между реализмом, мифологией и ирреальностью.

    Действительно, в основе романа - житие Ксении Петербургской, которая из любви к умершему мужу взяла на себя подвиг юродства.

    Но моя Ксения с детства может видеть души других людей, перевоплощаться. Смысл романа в том, что она проживает тысячу жизней. В том числе - жизнь своего покойного мужа-художника. Ксения ходит в его одежде по городу, раскладывает его этюды на снегу...

    Идея романа появилась в середине 90-х годов. Я представила себе женщину - на грани сна и яви. Она шла босиком по снегу - как Христос по водам. И длинные волосы развеваются на ветру. Никогда не относила себя, прости Господи, к экстрасенсам. Но, закрыв глаза, я часто вижу картины, как любой художник.

    Я думала, что "Юродивая" останется в количестве 100 экземпляров, которые издали в Нижнем Новгороде. Но все вышло иначе. Писательница Ирина Горюнова показала роман издательству.

    РГ: Правда, что роман "Тень стрелы" сейчас переводят на английский язык?

    Крюкова: Да, его ждут в крупном американском издательстве. "Тень стрелы" - роман о Гражданской войне. Один из главных героев - Роман Унгерн фон Штенберг. Белый генерал, которого называли "черный барон". О нем написано много биографической литературы, но художественных произведений нет.

    Кстати, Фридрих Горенштейн (писатель, эмигрировавший из России в Германию) написал эскизы сценария для фильма об Унгерне. Ларс фон Триер планировал снять фильм. Но Горенштейн умирает, сценарий остается недоделанным.

    Ради эксперимента я разослала заявку в десяток американских издательств. Из трех пришли предложения о сотрудничестве. Я выбрала издательство в Питтсбурге. Они написали, что книга может "стать бестселлером", и предложили сделать перевод, но мы нашли переводчика в Нижнем Новгороде.

    РГ: Значит, находясь в Нижнем Новгороде, можно печататься не только в Москве, но и в Америке?

    Крюкова: Есть же Всемирная паутина. Ты можешь жить хоть на Таймыре. Мне многие говорят, что надо ехать в столицу и "тусоваться", чтобы тебя заметили. А писать когда?

    РГ: Правда, что "Тенью стрелы" заинтересовались режиссеры?

    Крюкова: Режиссер Владимир Любомудров проявил любопытство к "Тени стрелы". Антон Борматов, (режиссер фильма "Чужая") сказал, что "Тень стрелы" - абсолютно его тема. Одну кинокомпанию заинтересовал сюжет "Серафима". Надеюсь, все сложится удачно.

    Кстати

    Елена Крюкова родилась в 1956 году в Самаре. Творческий путь начинала как музыкант (окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского), работала в Нижегородской консерватории и в Иркутском оперном театре. Параллельно с занятиями музыкой Елена писала стихи, получившие высокие оценки критиков. К прозе Елена Крюкова пришла в конце 90-х. Елена Крюкова и ее муж, известный художник Владимир Фуфачев, живут в Нижнем Новгороде. У них двое детей - сыновья Николай Крюков и Осип Фуфачев.

    Поделиться