03.03.2011 00:10
    Поделиться

    Россия и Беларусь разработают единую стратегию в плане санитарно-эпидемиологического надзора

    Граница открыта только для качественных и безопасных товаров

    Недавно министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко и руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подписали новый рамочный документ о сотрудничестве, договорившись выработать и единую стратегию в плане санитарно-эпидемиологического надзора. Конкретные критерии и меры на ближайшее время уже разрабатываются. Каковы приоритеты взаимодействия и что показали первые полгода работы в условиях Таможенного союза? Об этом наш корреспондент беседует с Главным государственным санитарным врачом Беларуси Олегом Арнаутовым.

    - Надо сказать, что до этого был накоплен большой опыт совместной работы и специалистами-практиками, и учеными. В прошлые годы Россия не раз оказывала нам помощь оборудованием в оснащении контрольных лабораторий областных центров гигиены и эпидемиологии. В частности, в период пандемии гриппа в регионах была установлена современная аппаратура для ранней экспресс-диагностики возбудителей инфекционных заболеваний. В то же время замечу, что из республиканского бюджета в 2010 году было закуплено оборудования на 7 млрд 300 млн рублей - специально, чтобы подготовить лаборатории к работе по новым требованиям. И мы посчитали, что площадка Таможенного союза не просто дает возможность, а даже обязывает нас сотрудничать еще более конструктивно. Ведь перед международным сообществом на нас лежат определенные обязательства по охране границ от особо опасных инфекций. Теперь западная граница - общая, поэтому наши страны в равной степени заинтересованы и в своевременном выявлении любой угрозы, и в ее скорейшей ликвидации. Конечно же, мы непременно воспользуемся предложением россиян использовать научную базу их институтов, профильных центров, Российской академии медицинских наук. В первую очередь речь идет об унификации санитарных законодательств с учетом требований ЕС. Напомню, что сегодня, хотя в рамках Таможенного союза уже выработаны единые санитарно-гигиенические нормы, надзор по-прежнему ведется по национальным законодательствам. Каждая из трех стран - Россия, Беларусь и Казахстан - ориентируется на свои требования. Но в скором будущем должны появиться единые технологии надзорных действий, единые методологические подходы, единая административная практика и т.д. Чтобы и импортеры, и экспортеры понимали: на всей территории Таможенного союза спрос с них одинаков.

    - Олег Вячеславович, чем конкретно на данный момент разнятся подходы?

    - Эти различия не радикальны. Системы надзора схожи, ведь мы, образно выражаясь, все вышли из Советского Союза. Например, сфера деятельности Роспотребнадзора несколько шире: в нее входит и защита прав потребителей. Есть небольшие различия в практических подходах, технологиях надзорной деятельности. Но мы не видим никаких препятствий, чтобы привести их к общему знаменателю. По большому счету, наши страны находятся в переходном периоде - от требований национального законодательства к требованиям Таможенного союза. Потому что субъектам хозяйствования нужно время, чтобы перестроиться, перейти с одних норм, разрешительных документов на другие. Срок действия прежних, выданных по национальному законодательству, истекает 1 января 2012 года. Затем в силу должны вступить технические регламенты.

    - На какой стадии сейчас работа над ними?

    - Комиссией Таможенного союза утвержден график разработки первоочередных технических регламентов, расписана ответственность участников союза, ведь каждая из стран-участниц взяла на себя определенный фронт деятельности. Созданы рабочие группы, которые обмениваются информацией в режиме реального времени. Процесс достаточно демократичный: когда члены рабочих групп вносят в проект технического регламента окончательные правки, он выносится на координационный совет и далее на всеобщее обсуждение. Документ размещается в Интернете, где все желающие в течение определенного срока могут высказывать свои замечания и пожелания, с учетом которых он и будет впоследствии дорабатываться. В течение первого квартала этого года должны быть приняты первые 47 технических регламентов, которые затрагивают наиболее важные сферы - допустим, безопасность пищевых продуктов. Но вообще процесс создания технических регламентов рассчитан на два года.

    - Когда только заработал Таможенный союз, на границах не обошлось без недоразумений. Какова сейчас ситуация?

    - Обстановка нормализовалась. Да, трудности первое время возникали.

    Во-первых, это было связано с новой нормативно-правовой базой, ведь совместными усилиями были определены около 26 тысяч количественных и качественных требований для 21 группы товаров! Где-то за основу взяли белорусские показатели, где-то - российские, где-то - казахстанские, где-то - требования Евросоюза. Второй момент: у нас с россиянами были определенные разночтения в подходах к опасным товарам, которые не должны были завозиться на территорию Таможенного союза без документа, подтверждающего качество. Часть вопросов решали в рамках национального законодательства, давали импортерам время, чтобы урегулировать ситуацию. В любом случае сегодня все позади. Но возникла другая проблема, с которой столкнулись наши субъекты хозяйствования. Дело в том, что перечень товаров, подлежащих государственной гигиенической регистрации, в рамках союза был сокращен процентов на 70. Теперь мы не выдаем подтверждающих документов, а лишь доводим до субъектов хозяйствования, каким требованиям, единым нормативам должен соответствовать тот или иной ввозимый товар. Это их забота - договариваться с производителями, поставщиками, чтобы в наличии был весь необходимый пакет.

    - Многие восприняли сокращение этого перечня как своеобразное послабление.

    - Наоборот, на мой взгляд, мы заложили хороший европейский механизм контроля, переложив ответственность всецело на производителей, поставщиков и продавцов продукции. Мы говорим: "Вот нормативы, вы обязаны их соблюдать. А мы придем и проверим не по бумагам, а экспериментально, и не заводы, а товары, которые уже лежат на прилавках, насколько они отвечают критериям безопасности". Проверки, замечу, будут и плановые, и внеплановые, и в ходе мониторинга. Причем коснутся они в том числе и тех наиболее социально важных товаров, для которых по-прежнему необходима процедура государственной регистрации.

    Поделиться