01.03.2011 17:15
    Поделиться

    К женскому празднику на Первом канале выйдет фильм "Весна на Заречной улице" в цвете

    Очередная кинолегенда  - фильм Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице" появится в эфире Первого канала  в цветном варианте  накануне женского праздника - 7 марта в 10:10.

    "Весна на Заречной улице" - одна из самых популярных отечественных мелодрам, снятая  в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Именно Хуциев открыл дорогу новому поколению актеров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов, Николай Рыбников.  Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова. В 1956 году картина стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек. 

    Когда колоризаторам и реставраторам представилась возможность участвовать в восстановлении фильма Одесской киностудии "Весна на Заречной улице", эта задача была встречена ими с воодушевлением. И не только потому, что этот фильм - одна из подлинных кинолегенд, но и благодаря возможности поработать бок о бок с классиком кинорежиссуры Марленом  Хуциевым, согласившимся возглавить творческую группу реставрации и колоризации.

    Марлен Мартынович сказал, что процесс колоризации порой не легче самого процесса съёмок, если к этому занятию подходить ответственно: "Кино - искусство молодое, и для его развития нужно идти со временем в ногу".  По словам Хуциева, он сам руководил всем, и в итоге - остался очень доволен результатом.

    Период подготовки к работам по восстановлению картины составил более года. Для начала сформированная производственная группа задалась целью собрать максимально возможное коли­чество разнообразной инфор­мации, имеющей отношение к фильму. В частности, на первом этапе были запрошены студийные и государственные архивы, как украинские, так и российские, получены любопытные, нередко уникальные фотографии участников съемочной группы, монтажные листы и режис­серский сценарий к фильму. В Российской государственной библиотеке удалось обнаружить киноафиши фильма 50-х годов прошлого века. Государственный архив Одесской области выдал копию такого ценного документа, как разрешительное удостоверение на фильм - своеобразный паспорт, без которого картина не могла бы выйти в прокат. Затем  приступили к полной реставрации изображения и звука.

    Реставрация черно-белого фильма представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, включающий несколько принципиально важных, ответственных, технически сложных стадий. Первая - реставрация исходных киноматерилов, негатива. Здесь неоценимую помощь оказали опытные специалисты Госфильмофонда России. Реставрация негативной пленки, вкратце, заключалась в том, что негатив предварительно замачивали на несколько дней в специальных растворах, восстанавливая эластичность пленки, затем производили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали, и только после этого она становилась пригодной для сканирования, которое являлось второй стадией, предшествовавшей цифровой реставрации.

    Специфика сканирования фильма "Весна на Заречной улице", то есть процесса перевода изображения с отреставрированного негатива на цифровой накопитель информации, состояла в том, чтобы выделить максимально возможное количество оттенков серого цвета для создания в дальнейшем широкой цветовой палитры. Сканирование фильма было тем более сложным и длительным, что почтенный возраст пленки и устаревшая перфорация замедляли обычный производственный ритм. Вместо положенных в таких случаях 5 дней процесс сканирования "Весны на Заречной улице" занял 35 рабочих смен. Поскольку нитрооснова негатива - горючий и легковоспламеняющийся материал, были приняты меры противопожарной безопасности, а огнетушитель и ведро с песком "дежурили" рядом со сканером круглосуточно.

    Примерно через три месяца материал был готов к следующему этапу: цифровой реставрации изображения и ремастерингу звука.

    Вся дальнейшая работа шла в электронном виде. Фильм "нарезается" на файлы (один кадр - один файл). Эти файлы передаются художникам-реставраторам, которые с помощью компьютерных технологий убирают царапины, склейки, пленочное "зерно", химические   пятна   и   грязь,   осуществляя   тем   самым   покадровую   реставрацию изображения. Обрабатывается каждый кадр в отдельности. Таким образом, через руки реставраторов фильма прошло 120 тысяч кадров.

    Покадровая реставрация изображения была сделана в студиях компьютерной графики "Крупного плана". Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма. Итогом этих усилий станет передача на хранение    в Госфильмофонд высококачественной цифровой черно-белой копии "Весна на Заречной улице".

    Марлен Хуциев: "Тогда, в 56-ом, для нас даже не возникал вопрос, на какую пленку снимать - черно-белую  или цветную. На цвет практически не снимали. Естественно, на черно-белую... Так тогда все одесские фильмы снимались. Параллельно с нами "Капитан "Старой черепахи" снимался, потом "Моя дочь", "Жажда", потом "Агент "Искры", "Повесть о первой любви"... Я даже не помню, где впервые появился цвет, Даже "Верность" Тодоровского - а это уже лет через восемь - и то черно-белая была" Но мы тогда, честно говоря, и не воспринимали это как некий минус. О другом думали..."

    Действительно, трудности послевоенной экономики, проблемы с материальными ресурсами, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало, вынуждали большинство кинокартин снимать на черно-белую пленку. К тому же не было достаточного опыта художественной работы с цветом в кино. Правда, первые цветные фильмы были созданы в нашей стране по "двухцветному" аддитивному методу еще до войны, однако они были малочисленны.

    Колоризации фильма пред­шествовала не только иссле­довательская и техническая, но и не менее серьезная твор­ческая работа.

    Разумеется, ключевую роль здесь сыграл режиссер-постановщик Марлен Хуциев, который задал основные параметры худо­жественной эстетики, в кото­рые должны были "уложиться" художники-колористы. Те, кто знает, сколь он требователен, к себе и другим, принципиален и неуступчив в работе, смогут пред­ставить, насколько непросто было соответствовать этой высокой "планке". На протя­жении всей работы над фильмом происходили много­кратные обсуждения решения отдельных сцен и даже кадров, многое приходилось переде­лывать по несколько раз.

    Марлен Хуциев: "Это была кропотливая, тщательная творческая работа вместе с киновидеообъединением "Крупный план". Мы искали, с какого эпизода начнет проявляться цвет. Ведь первые минуты показа картина идет в черно-белом формате, напоминая зрителям об изначальном варианте. Решали, как соотнести зелень, натуру, цех. Чтобы понять, как выглядел материал, из которого пошита одежда героев, приносили кусочки ткани тех времен. Раньше при съемке черно-белых фильмов было много нюансов. Например, из-за качества пленки белые рубашки красили в желтый цвет".

    Большую помощь в работе над цветной версией "Весны на  Заречной улице" оказала художник по костюмам Наталья Монева, которая трудится в течение долгих лет на киностудии "Мосфильм". Она работала в творческом содружестве с режиссерами Владимиром Меньшовым, Марком Захаровым, Павлом Чухраем, Аллой Суриковой и другими. Наталья Николаевна сумела     в ряде случаев подсказать наиболее   точные   цветовые   решения,   которые   вписываются   в   авторскую концепцию. Понятно, что помимо костюмов, фильм содержит еще множество разнообразных элементов, которые требовали тонкой работы с цветом. Внимание к мелочам было тем более важным, что многое живо в памяти наших современников, будь то раскраска автобусов полувековой давности или, скажем, какая-нибудь этикетка.

    Зарубежные коллеги никак не могли понять, почему учительнице в послевоенные годы не полагалось красить губы яркой помадой, а ошибки своих учеников в тетрадях, напротив, следовало исправлять красным карандашом, а не простым. Нужно было очень скрупулезно следить за тем, чтобы, например, комсомольский значок не превратился в золотую брошь, а папиросы "Беломорканал", которые курил Рыбников, в сигареты с фильтром. В одном кадре банка с вареньем напоминала вазелин, в другом сладкая наливка чудесным образом превращалась в спирт. Не говоря уже о том, что одна и та же вещь, например, настольная лампа в начале фильма была черной, в середине синей, а в финале картины уже зеленой.

    И если поначалу в "Крупный план" было прислано для утверждения порядка полутора сотен "ключевых" кадров, в большинство из которых были внесены поправки, то в дальнейшем художественному совету прошлось отправлять за границу коррективы едва ли не по каждой казалось бы незначительной детали, включая цвет фольги на бутылках, наклейки на пластинке и так далее. Свыше пятидесяти изменений были сделаны уже после колоризации всего изображения фильма в целом.

    На завершающей стадии создания цветной версии фильма полученный из Индии колоризованный материал прошел, в соответствии с технологией, несколько этапов окончательной обработки в студиях "Крупного плана". Прежде всего, была проведена цветокоррекция, которой занимался блестящий мастер своего дела оператор-колорист Алексей Лебешев. Благодаря его искусству плоская цветная картинка "ожила" и приобрела объем. Кроме того, работниками студии компьютерной графики осуществлялись стабилизация изображения, устранение мерцания и некоторые другие сложные операции, требующие специального программного обеспечения, которое создавалось для каждого конкретного случая.

    Таковы, в общих чертах, этапы более чем годичного труда над цветной версией фильма "Весна на Заречной улице". В общей сложности, по примерному подсчету, в этом деле приняли участие около ста профессионалов трех десятков специальностей.

    Марлен Хуциев: "… Форма, так сказать, техническая, качество картинки и звука - это, конечно, должно быть в любом случае на высоте. И я очень рад, что "Весна на Заречной улице" возвращается к зрителю в обновленном качестве. Как будто я сам, вместе с фильмом, возвращаюсь в нашу далекую молодость…".

    Поделиться