27.02.2011 22:30
    Поделиться

    Водителей сеульских автобусов освободили от обязанности соблюдать ПДД

    Будущее транспортной системы крупных городов будут определять информационные технологии. Именно от быстроты получения информации о состоянии дорожного движения и объеме пассажиропотока, ее обработки и доведения до пассажиров наиболее удобным способом будет зависеть эффективность транспортной системы. Своим опытом в достижении этой цели с делегацией московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным, поделились сеульские чиновники.

    "Большой брат" подскажет, куда ехать

    Еще семь лет назад жители Сеула изнывали от многочасовых пробок и перегруженности метро. Сейчас, по признанию сеульских властей, эти проблемы также остаются, и решить полностью для мегаполиса эти проблемы вряд ли представляется возможным. Но за прошедшие годы ситуацию во многом удалось изменить к лучшему. Одним из первых шагов сеульской мэрии стало создание информационного центра управлением транспортом, куда поступает вся информация о состоянии дорожного движения.

    "С момента создания центра в 2003 году мэрия Сеула вложила в его развитие более 100 миллионов долларов. Сейчас более семисот камер постоянно отслеживают обстановку на основных автомагистралях Сеула, - рассказал "РГ" директор центра по контролю дорожного движения Сеуле Ким Чан Гюн. - А находящиеся в центре диспетчеры обрабатывают поступающие данные и при необходимости принимают меры для ликвидации каких-либо затруднений". Сейчас в Сеуле насчитывается восемь тысяч километров дорог и три миллиона зарегистрированных машин. Но как в любом мегаполисе дневное количество автомобилей резко возрастает из-за прибытия транспорта из пригородов. Поэтому реально городским властям приходится контролировать транспортный поток, превышающий десять миллионов единиц.

    Но каким образом получается информация о состоянии на дорогах? В Сеуле зарегистрировано порядка 70 тысяч такси, из которых 50 тысяч мэрия бесплатно оснастила навигаторами. Они связаны со спутником и каждые 40 секунд передают данные в центр. Помимо такси еще пять тысяч автомобилей, постоянно находящихся в движении, например, служба доставки или почта, также оснащены бесплатными навигаторами. Информация об их местонахождении и скорости движении направляет в аналитический центр, где обрабатывается и таким образом создается карта интенсивности движения в городе. А далее в дело вступают диспетчеры. Способов сообщить горожанам о заторах предостаточно. Это и интернет, где в любое время можно получить необходимую информацию о пробках и расписании транспорта, это и тесное сотрудничество со СМИ, которые несколько раз в день рассказывают жителям города, куда и как лучше добраться.

    Одним из плюсов транспортной системы Южной Кореи является то, что городской транспорт сильно интегрирован в провинциальный. Если посмотреть на карту сельского метро, то сразу обратишь внимание, что она выходит далеко за пределы Сеула и соединяет многие города провинции Кёнги. По словам одного из членов московской делегации, аналогичная задача стоит и перед мэрией Москвы. "Нам необходимо интегрировать московскую транспортную систему в областную. Например, строительство транспортно-пересадочных узлов, первый из которых на ст. Планерная уже введен в эксплуатацию, а также вывод линий метрополитена за пределы города позволит "перехватить" пассажиропотоки еще в пригороде и разгрузить московские дороги", - рассказал собеседник "РГ".

    Парковка - друг автомобилиста

    Но есть у центра и другая задача. Он исправно пополняет городской бюджет за счет сбора штрафов за неправильную парковку и другие нарушения дорожного движения. В центре сидит дюжина девушек, которые выявляют при помощи камер нарушителей, фотографируют их и выписывают штрафы. Ежегодно на штрафах мэрия Сеула зарабатывает до 20 миллионов долларов. Каждый день выписывается в среднем по 500 штрафов за неправильную парковку. Однако от ответа на вопрос "РГ", есть ли у сотрудниц центра план по количеству выявленных нарушителей, директор Ким по-восточному уклонился. Как правило, они направляются нарушителю по почте домой. Впрочем, если вы бросили машину в спальном районе, где нет камеры, там вас найдут "обходчики" из местной управы и прилепят к лобовому стеклу заслуженный штраф. А, если автомобиль сильно мешает проезду, то вызовут эвакуатор, а штраф прикрепят скотчем к бордюру, чтобы потом владелец мог найти свой автомобиль.

    По словам Кима, когда такая система была впервые введена, возникли большие трудности, поскольку многие жители просто игнорировали присылаемые им штрафы. Но несколько лет судебных разбирательств и рекламной работы сделали свое дело, и уровень сознательности граждан повысился. Самое интересное, что в Сеуле нет недостатка парковок множество частных небольших стоянок, а также огромные подземные паркинги в торговых центрах и офисных зданиях предлагают автомобилистам оставить свое транспортное место у них. И плата-то по местным меркам невелика - в среднем по Сеулу 4-5 долларов в час. Но всегда находятся желающие бросить машину там, где запрещено. Им-то и выписывают штрафы. Сейчас наказание за неправильную парковку составляет 30 долларов. Но, как говорит директор центра, этого недостаточно, и, видимо, в скором времени он может быть увеличен.

    Для Москвы такой подход сейчас кажется невероятным. Как объяснили "РГ" в делегации московской мэрии, до сих пор не урегулированы все юридические вопросы установки камер наблюдения на дорогах и выявления при их помощи нарушителей. Более того, в условиях недостаточного количества стоянок в городе, тотальное преследование автомобилистов с помощью видеокамер будет выглядеть, мягко говоря, нетактичным.

    Автобусам всегда горит зеленый свет

    Еще десять лет назад наземный общественный транспорт пользовался низкой популярностью. Из-за сильных пробок жители города предпочитали пользоваться метро, что также вызывало перегруженность подземки. На рубеже XX и XXI веков численность горожан, пользующихся автобусами, сократилась с 50 до 15 процентов. Но прошло всего четыре года и обстановка стала улучшаться. Проблему решило выделение движения автобусов в одну полосу, по которой другому транспорту движение запрещено. Сеульские власти изучили опыт других городов и пришли к выводу, что самым оптимальным вариантом для движения автобусов является центральная полоса. И правда, на первой полосе постоянно кто-то останавливается или поворачивает с второстепенной дороги, поэтому организовать быструю доставку пассажиров довольно затруднительно. Центральная полоса всегда свободна.

    Но, как всегда есть, одно "но". Автобусные остановки, как правило, примыкают к крайне правой полосе, что заставляет автобусы постоянно перестраиваться. "Включает "аварийку" и вперед, идет сразу через четыре полосы, причем очень настойчиво. Но мы в принципе относимся к этому с пониманием. Ведь у них тяжелая работа", - рассказал  "РГ" об особенностях местных водителей автобусов местный житель Ким Бён Сан. В Сеуле действительно водители автобусов, а также  такси находятся на особом положении и пользуются определенными "льготами". Обычно их не штрафуют за превышение скорости или неправильную парковку, не останавливают и полицейские для проверки на трезвость. Впрочем, все это компенсируется жестким контролем со стороны администрации Сеула.

    Позаботились местные власти и о том, чтобы пассажиры знали, когда и какой автобус прибывает. "Посмотрите. Это электронное табло указывает о прибытии автобусов. Здесь виден его номер и время прибытие. Сейчас по всему городу их несколько сотен, но к 2012 году мы планируем увеличить их количество до полутора тысяч", - пояснил директор Ким. Однако стоимость такого табло более 30 тысяч долларов, да и технической возможности везде ее установить нет. Поэтому сеульские чиновники прибегли к высокотехнологичной хитрости. На остановках стали расклеивать штрих-коды. Расшифровать этот код, заметим сразу, может только обладатель смартфона. Выглядит этот примерно так. Как только пассажир фотографирует этот код, автоматически загружается приложение с подробной информацией о расписании движения автобусов на станции, где он находится. И, если принять во внимание, что численность обладателей смартфонов в Сеуле составляет уже несколько миллионов, такая недорогая для городского бюджета уловка кажется вполне резонной. Вполне возможно, что лет через десять, когда каждый житель Южной Кореи будет ходить со смартфоном, а скорее и всего уже с его преемником, получение необходимой информации станет еще проще.

    "Забор" спасает жизни

    Сеульское метро относительно молодое. Его строительство было начато в 1970-х годах, а потому сравнивать его с московским метрополитеном, имеющим более чем 80-лентнюю историю, трудно. Типовые современные станции, оснащенные туалетами, а некоторые даже комнатами матери и ребенка, вступают в сильный контраст с московскими, каждая их которой имеет собственный облик и напоминает больше музей. Но корейцы - люди прагматичные, поэтому и метро строилось исходя из того, чтобы максимально удовлетворять потребности пассажиров. Сейчас в сельский метрополитен насчитывает 292 станции. Ежедневно им пользуются более шести миллионов пассажиров.

    Особенно сильно чувствуется, что Сеул - это многомиллионный город, в часы пик, когда толпы людей устремляются в подземку, чтобы добраться на работу или домой. Для того чтобы максимально обезопасить нахождение людей в метро, сельские власти несколько лет назад приняли решение оградить перроны стеклянной стеной. С тех пор большинство станций было переоборудовано, а там где по техническим причинам невозможно было выстроить стену, были поставлены ограждения по всему периметру за исключением проходов в вагоны. По словам представителя одной их обслуживающих сеульский метрополитен компаний, эти меры смогли существенно снизить количество несчастных случаев подземке.

    Для Москвы эта проблема до сих пор остается актуальной. То и дело появляются сообщения об упавших с перрона людях. Кому-то удается выжить, другим везет меньше. Однако в мэрии Москвы считают, что южнокорейский подход в наших условиях трудноприменим. "От всего забором не закроешься, - заявил заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов, отвечая на вопрос "РГ" о возможности применения южнокорейского опыта в московском метрополитене. - Московский метрополитен обеспечивает в полной мере безопасность, мы в этом полностью уверены". Однако, добавил, что кое-что из корейских новинок "посмотреть и перенять можно".

    Пластиковый кошелек

    В Сеуле много видов транспорта. Но есть одна вещь, которая всех их объединяет. Это Т-money. Специально разработанная мэрией Сеула система расчета за проезд позволяет, используя всего лишь одну транспортную пластиковую карту, пользоваться хоть метро, хоть автобусом, хоть такси. Необходимо только при входе и выходе приложить ее считывающему устройству и система сама с учетом расстояния, которое вы проехали, снимет с карточки некоторую сумму.

    Однако на этом местные власти решили не останавливаться, расширив возможности использования карты. Сейчас ей можно рассчитываться в небольших магазинах и музеях, что крайне удобно для приезжающих в город туристов. Не забыли и про ее внешний вид. Наряду с классическим вариантом пассажирам предлагаются T-money в виде брелков, часов и флэшек, что особенно нравится южнокорейской молодежи.

    По информации мэрии Москвы, до конца 2011 года в российской столице планируется введение похожей системы расчета, которая будет основываться на единой электронной карте.

    Поделиться