28.02.2011 00:05
    Поделиться

    На фестивале "Дух огня" главный приз получил фильм "Сибирь.Монамур" режиссера Славы Росса

    ...Молодые режиссеры Андрей Стемпковский, Дмитрий Мамулия, Слава Росс, Айсыуак Юмагулов и другие сидели в одном ряду и смотрели  привезенный из  Берлина в Ханты-Мансийск (с одного международного  фестиваля на другой ) фильм Александра Миндадзе "В субботу".

    Если одним словом определить как, то они его смотрели жадно. Подавшись вперед, следя за каждым движением камеры, впитывая  кадр за кадром. Потом долго обсуждали картину на так называемом режиссерском ужине - мероприятии, где молодые дебютанты (а ханты-мансийский "Дух огня" - это фестиваль именно дебютов) знакомятся между собой.

    Всего через  день, когда объявят победителей "Духа огня" нынешнего года, выяснится, что  картина "В субботу" удостоена почетного специального приза жюри. Айсыуак Юмагулов и его  "Ловец ветра", где сыграл Марат Башаров, получил приз зрительских симпатий "Серебряная тайга". А фильм Славы Росса "Сибирь. Монамур" - и вовсе стал обладателем гран-при - "Золотая тайга".

    Слава Росс, который выйдет получать приз на сцену вместе с исполнителем главной роли - заслуженным артистом России Петром Зайченко, не сразу найдет слова. Фильм его, снимавшийся два года в красноярской тайге, и случившийся еще и  потому, что им заинтересовался сам Люк Бессон и подключился к производству на этапе постродакшна, здесь был воспринят неоднозначно. Одним людям, в числе которых обозреватель "РГ", он понравился и послужил знаком зарождения нового  российского кино. Другие критиковали его за набор клише о нашей стране, чтобы привлечь зарубежное финансирование. Сравнивали "Сибирь, Монамур" с фильмами "Счастье мое" - первый полнометражный фильм Сергея Лозницы и "Судьбой человека" - дебютом Сергея Бондарчука.

    Председатель жюри фестиваля Александр Митта на церемонии вручения наград  сказал про фильм так: "это - не шедевр, но в этой картине есть правда".

    Петр Зайченко, блестяще сыгравший у молодого режиссера заросшего щетиной сибирского старика,  и приехавший в таком образе на фестиваль, перед церемонией закрытия побрился. Так что зрители его даже не сразу узнали. Роль эта далась ему нелегко, ценой собственного здоровья - он все делал взаправду, вплоть до купания в ледяной воде.

    Зайченко получил на фестивале приз имени Александра Абдулова за лучшее исполнение мужской роли. Вторую статуэтку Абдулова получил "лучший актерский ансамбль" - Елизавета Боярская и Максим Матвеев за работу в картине "Не скажу", после съемок в которой, как известно, артисты поженились.

    Отмечена за лучший женский дебют была и юная актриса Светлана Смирнова-Марцинкевич, сыгравшая главную роль в фильме "В субботу".

    Достаточно назвать еще двух награжденных на "Духе огня", чтобы было понятно - из каких разных по жанру, стилю, направленности и задачам картин пришлось  выбирать. С большим отрывом в ходе голосования приз зрительских симпатий "Золотая тайга" получили "Выкрутасы" Левана Габриадзе. А приз имени Павла Лебешева за лучшую операторскую работу  вручили Алексею Федорову за картину "Каденции" (режиссер Иван Савельев).

    Загадочное название "Каденции" на протяжении фестиваля вызывало не меньше интереса, чем "Сибирь. Монамур". Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что этот музыкальный термин  озанчает категорию гармонии, а во втором случае - виртуозное исполнительное соло. И это уже применимо и к кинематографу. Стали ли дебютные фильмы, представленные в Ханты-Мансийске,  виртуозным сольным исполнением?

    В отличие от "Кинотавра" прошлого года, где кинодеятели были шокированы общим депрессивным настроением нового российского кино, на "Духе огня" в унынии можно было упрекнуть  примерно  семь фильмов из  двенадцати конкурса российских дебютов. И, кстати, картина "Каденции" входит в этот ряд. Длинноты, одинаковый фон, перекочевывающий  из картины в картину, пустые диалоги, неоправданные паузы... Невольно на ум приходили ранние фильмы президента фестиваля Сергея Соловьева, от которых даже сейчас, спустя время, невозможно оторваться.

     - Тогда бульон был погуще, в котором все варилось, - высказался в разговоре с обозревателем "РГ" оператор Николай Немоляев (снял "Обыкновенное чудо", "Покровские ворота", "Курьер" и другие картины), имея в виду общую атмосферу в кино тех времен, существование другой школы, которая привела к появлению имен, вошедших в историю не только российского кинематографа.

    Но и в современном "бульоне" были работы, сделанные с хорошим вкусом. Например, приз зрительских симпатий "Бронзовая тайга" был отдан питерскому режиссеру Евгению Семенову за ленту "Как поймать магазинного вора", и эта же картина пришлась по душе и профессионалам.  Обратили на себя внимание фильмы "Зона турбулентности" Евгении Тирдатовой, "Другое небо" Дмитрия Мамулии"  "Обратное движение" Андрея Стемпковского. "Жить" Юрия Быкова, "Про любоff" Ольги Субботиной.

    Обозреватель "РГ" спросила у президента фестиваля Сергея Соловьева, какие тенденции в современном российском дебютном кинематографе видит он. Например, замечает ли он шаги в направлении гламурного кино, о котором принято говорить в последнее время.

     - Гламурное кино я стараюсь не смотреть, - ответил мастер. -  Но вот ведь какой парадокс. Иногда гламурное  кино - это человеческое, а человеческое -  гламурное. К примеру, иногда картины Висконти могут показаться гламурными. У фильма может быть любая видимость. Но важно, чтобы у него была не фальшивая внутренность. Мы привыкли к насквозь фальшивому гламуру, забыв, что он может быть другим.

     В силу возраста  и опыта я сразу вижу кто снял фильм и с какой целью. Вот пример - мы в этом году на фестивале показывали черно-белую картину Жана Люка Годара "Жить своей жизнью". Она снята всего за 10 дней. И за 25 тысяч долларов. А получилось коммерческое кино.

    Фильмы, сделанные сегодня способом сначала вложить, потом -  зашибить, потом "накрыться шинелью" и забыть, что такая картина вообще была  -  называются воровством. А коммерческие  -  это кино Тарковского и Годара, когда  мы за деньги, столько лет спустя, смотрим его в Ханты - Мансийске.

    Вот Годар для меня и есть дебютный чемпион. Его работа просто напичкана дебютными идеями. Как говорил Мейерхольд: "построить дворец на острие булавки". И для меня интересно именно соотношение Годара с современными дебютными картинами.

    В конкурсе международных дебютов были свои открытия. Например, иранская картина "Орион" или немецкая "Краски в темноте" - обе удостоились награды гильдии кинокритиков России. Первая -  "Белого слона", вторая - диплома. Колумбийский фильм "Цвета горы" режиссера и автора сценария Карлоса Сесара Арбелаэса получил от основного жюри "Серебряную тайгу". "Бронзовую тайгу" заслужил фильм  "Октябрь", режиссеров и авторов сценария Даниэля  и Диего Вего Видали из Перу. А датский фильм "Все не так уж плохо" и испанский "Все вы капитаны" заставили сожалеть, что российский зритель  их вряд ли увидит.

    Проблема проката касается и большинства других картин,  в связи с чем вспоминаются строчки поэта: "О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют". Конечно же, на фестивале была затронута эта больная тема. И председатель отборочной комиссии фестиваля, кинокритик, почетный член ФИПРЕССИ Андрей Плахов предложил в следующем году, на юбилейном, десятом, "Духе огня" договориться с прокатчиками, чтобы они нашли способ показать широкой публике фильм-победитель.

    Кстати

    Где можно будет увидеть фильм-победитель Девятого Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" "Сибирь. Монамур".

    Картина еще поедет на два кинофестиваля: в марте - в Рим (Римский независимый кинофестиваль начнется 18 марта), а в апреле - в Висбаден (фестиваль "Go East" откроется 6 апреля). После, в конце апреля, выйдет в прокат вначале во Франции, а затем -  в России. Кроме того, ею заинтересовались центральные телеканалы.

    Поделиться