25.02.2011 00:00
    Поделиться

    В России растет популярность электронных книг

    Рейчел Морарджи, Грэм Стэк

     Электронные книги и цифровые "читалки", по мнению представителей издательской индустрии, могут придать книжному рынку постсоветского пространства новый импульс и открыть его для притока литературы. В России давняя читательская традиция, и любимые писатели-классики, такие, как Александр Пушкин, даже в наше время очень популярны. Но нынешняя издательская индустрия не удовлетворяет любви россиян к чтению. 

     "В России очень плохо развита книжная дистрибуция. Здесь нет национальных книжных сетей, таких как "Барнс и Нобл” или "Уотерстоун”", - поясняет Саймон Данлоп, со-основатель электронной библиотеки Bookmate.ru.
     
    По данным продавцов электронных книг "Букмейт" и "Озон", сегодня 80% книг в России продаются в Москве и Санкт-Петербурге, и только 20% - в регионах. Но электронная литература способна преодолеть логистические трудности, с которыми сталкивается книжная дистрибуция на обширной российской территории. 
     
    "Для цифровой литературы не существует пограничного контроля, таможни и транспортных затрат", - отмечает Данлоп, добавляя, что для страны, где девять часовых поясов, эти преимущества актуальны, как ни для какой другой.
     
    В прошлом Советский Союз славился своей "читающей нацией", и процент грамотных людей в России всё ещё на том же уровне или даже выше, чем в тех же возрастных и социальных группах Западной Европы. Однако Интернет-пиратство тормозит развитие издательской индустрии, а незаконное скачивание лишает издателей тех средств, которые им необходимы для продвижения молодых и потенциально успешных авторов. 
     
    По мнению экспертов, электронные книги уже являются наиболее часто легально скачиваемым цифровым продуктом в руссоязычном Интернете; по словам Данлопа, число книг, загружаемых через "Букмейт", в прошлом году росло в геометрической прогрессии. 
     
    Растущую популярность электронных книг легко увидеть своими глазами: в каждом вагоне московского метро есть, по меньшей мере, один или два человека с электронными "читалками". Растущий спрос на доступные "читалки" удовлетворяют дешёвые и удобные произведённые на Украине гаджеты. Олег Науменко, двадцатидевятилетний украинский предприниматель, который начал производство "покетбуков" - самых популярных карманных "читалок", сообразил, что на русскоязычном пространстве такое устройство выиграет ещё и благодаря огромному количеству в Интернете бесплатных (пиратских) файлов, причём сам гаджет противозаконным ни в коей мере не является. Прежде такие файлы читать с экрана или распечаток было неудобно. Электронный покетбук Олега Науменко обойдётся в 300 долларов - это не очень дёшево, зато вложения быстро окупаются за счёт того, что не нужно покупать печатные книги. 
     
    Кризисный 2009 год стал прорывным для "Покетбука" Науменко: было продано 142 тысячи "читалок", на общую сумму 37 млн. долларов. Примерно 60% устройств было продано в России, а большая часть оставшегося - на Украине. Согласно данным аналитической группы "Смартмаркетинг", на долю "Покетбука" приходится 43% российского рынка; на втором месте компания "Сони" с 24%. Предполагается, что в 2010 году продажи "Покетбука" ещё возрастут и достигнут 150 млн. долларов. Компания выросла так быстро, что только сейчас начинает выстраивать сеть дистрибуции: в 2009 году 85% продаж совершались через Интернет. Науменко начал также и продажу электронных книг, стоимость которых составляет ничтожную долю от стоимости печатного экземпляра. 
     
    Благодаря тому, что всё больше человек из 150 млн. россиян и 110 млн. жителей других стран СНГ получают доступ к Интернету, рынок имеет огромный потенциал роста. "Как только люди подсоединяются к Интернету, вы получаете возможность использовать технологии для того, чтобы открыть перед ними новые рынки", - отмечает Данлоп. 
     
    Также доступна английская версия статьи.
     
    Поделиться