25.02.2011 00:40
    Поделиться

    ФАС предлагает ввести госпошлину за обжалование результатов торгов

    Федеральная антимонопольная служба разработала и вчера представила журналистам проект концепции новой редакции федерального закона о госзакупках. В отличие от минэкономразвития, которое решило написать закон с чистого листа, ФАС пошла по пути правки 94-ФЗ.

    Представляя документ, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев напомнил, что президент страны и премьер-министр, давая поручение, не просили написать абсолютно новый закон, а просили, сохранив в нем все лучшее, сориентировать его на закупку инновационной продукции.

    Итак, какие слабые места видят в 94-ФЗ антимонопольщики и как предлагают усилить закон?

    Сегодня заказчики тратят много времени на разработку требований при закупке типовой продукции и зачастую устанавливают либо некачественные требования, либо "затачивают" документацию под конкретного производителя или поставщика, что в результате исключает конкуренцию на торгах. ФАС считает необходимым обязать отраслевые федеральные ведомства разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя. Все эти типовые требования должны быть размещены в Интернете и стать обязательными к применению.

    Многие заказчики не закладывают в технические задания инновационные требования к закупаемой продукции в связи с тем, полагают в ФАС, что не понятно, какие инновационные требования необходимо закладывать. Поэтому предлагают отраслевым федеральным ведомствам определить инновационные требования в своих отраслях. Например, закупаемые автомобили должны быть экологического класса не ниже Евро-3. Инновационные требования должны ежегодно пересматриваться и размещаться в публичном доступе на официальном общероссийском сайте госзаказа.

     
    Видео: Сергей Куксин

    Штат заказчиков по всей стране раздут, полагают в антимонопольной службе. При этом у заказчиков нет возможности сосредоточить на этой работе квалифицированных специалистов, разбирающихся в требованиях к закупаемым товарам, работам и услугам. Многочисленные подведомственные одному федеральному министерству учреждения, осуществляют закупки на низком профессиональном уровне. Это приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и снижению конкурентной среды. Поэтому ФАС считает правильным на уровне федеральных ведомств централизовать закупки, осуществляемые для нужд подведомственных учреждений.

    В антимонопольной службе также считают, что необходимо отказаться от запроса котировок. По словам Игоря Артемьева, "эта процедура конкурентная, но коррупционная". Она позволяет выбирать "своего" поставщика. Поэтому предлагается запрос котировок заменить процедурой короткого (7 дней) аукциона.

    Еще одна проблема, которая у всех на слуху, - закупки для чиновников товаров бизнес-класса типа позолоченных кроватей, дорогих автомобилей и т.п. В результате, например, один начальник, вместо того, чтобы купить 10 автомобилей для своих сотрудников, купил один "Лексус" для себя, любимого. Чтобы прекратить эту практику, ФАС хочет предложить правительству ежегодно, не позднее 1 октября, принимать решение об установлении на следующий год предельных нормативов для потребительских товаров для чиновников: авто, мебель, интерьеры и т.п.

    В числе предлагаемых ФАС нововведений - установление государственной пошлины за подачу жалоб на результаты размещения заказов. Практика показывает, что обоснованными признаются только 47 процентов таких жалоб. То есть недобросовестные предприниматели явно злоупотребляют своим правом обжалования. Причем жалобы в перспективе можно будет подавать в электронном виде.

    Поделиться