24.02.2011 00:05
    Поделиться

    Лариса Малеванная: Если стабильность превращается в застой, надо думать о спасении

    Актриса Лариса Малеванная рассталась с родным театром БДТ им. Товстоногова, с которым ее связывали более 30 лет жизни. Теперь она предпочитает театр провинциальный. Играет в Красноярском ТЮЗе и ставит спектакли в Краснодаре.

    О спокойной жизни не мечтает. Выпускает книги, пишет сценарии и продолжает учиться актерскому мастерству.

    Российская газета: Лариса Ивановна, причиной вашего ухода стал многолетний простой, отсутствие ролей? А компромисс не для вас? Например, перейти в другой театр или остаться и гордо носить звание "актрисы БДТ".

    Лариса Малеванная: Причиной ухода стало то, что отрезок моей жизни длиною в 31 год завершился. Он давно уже состоял из одних компромиссов, только страшно было это осознать. Страшно было искать себя новую, иную. Меня никто из БДТ не гнал, я ни с кем не поссорилась, но когда ушла - почувствовала облегчение и даже радость от неожиданно обретенной свободы.

    Познавая себя

    РГ: Считается, что актеры не могут жить другой жизнью - без любимой работы, без ролей.

    Малеванная: Оказалось, что я могу. И вообще, мы плохо себя знаем. Мы ценим состояние стабильности. Стабильная работа, стабильная семья - это очень хорошо. Но если стабильность постепенно превращается в застой - надо подумать о том, как спасаться. Стабильность - враг развития души, так считают мудрецы.

    РГ: Вы разочаровались в театре?

    Малеванная: Мне неинтересен (ни в себе, ни в других) блеск актерского мастерства без душевных затрат, без оттенков и полутонов живых человеческих чувств, без детской веры артиста в происходящее. Поэтому я перестала любить театр и остро в нем нуждаться. Сейчас у меня другие интересы. Я стала писать. В 2008 году в издательстве "Балтийские сезоны" появилась моя первая книга "Горошинка в шкатулке". Немного о себе, что-то из опыта работы с оперными певцами, статьи, два сценария. Московское издательство "Зебра" заинтересовалось этим материалом, но его руководители выразили недоумение - почему я ничего не пишу в этой книге о ролях, о "своей жизни в искусстве"? И мы сделали книгу "Песочница", где я рассказала о событиях своей жизни уже не так скупо, а поподробнее. И постаралась облечь в увлекательную форму рассказы о театральных и киноролях. А недавно в петербургском издательстве "Любавич" вышла моя книга с названием "Мирись, мирись, больше не дерись". Это сборник киносценариев.

    РГ: Откуда такое название?

    Малеванная: Елена в пьесе Чехова "Дядя Ваня" говорит: "Мир погибает от ненависти, вражды, от мелких дрязг". Это точно. Ненависть не способна ничего рождать, она бесплодна, она уничтожает. И только от любви могут родиться дети, произведения искусства, зеленые скверы в пыльных городах. Все мои сценарии - о любви. "Мир без любви начинает вырождаться и плодить мутантов", - говорит героиня в сценарии "Елагин остров", актриса. И другая женщина, заключенная в сталинском лагере, обеспокоена тем же: "Как остановить дьявольский механизм самоуничтожения человечества?"

    Летаю в Красноярск - с удовольствием играю "Странную миссис Сэвидж" в ТЮЗе. Это первый в моей жизни театр после института. А в 2009 году Краснодарский Молодежный театр пригласил меня на постановку спектакля "Куколка" по роману Аркадия Аверченко "Шутка Мецената". Было приятно узнать, что недавно наш спектакль получил первую премию на фестивале "Кубань театральная".

    Вечная ученица

    РГ: Но ведь "Сэвидж" и "Куколка" - это театр. Тот, с которым вы простились, в котором разочаровались.

    Малеванная: Сама удивляюсь своему поведению. Я долго упиралась и в том, и в другом случае, но потом не заметила, как меня убедили. Отогрелась и оттаяла в холодном Красноярске, а сейчас денечки считаю - когда же наконец снова увижу своих любимых артистов в Краснодаре? Мы уже начали работу над "Вечным мужем" Достоевского в полном взаимном согласии и любви. Но это не театр, это что-то другое, живое и теплое.

    РГ: Работая с молодыми актерами, советы каких мастеров вспоминаете?

    Малеванная: Я не вспоминаю. Я и сейчас учусь у всех, в том числе и у молодых. Ведь всякий нормальный человек - вечный ученик. А все ценное, что я получила от мастеров, я давно присвоила, и это стало частью меня. Уроки моих педагогов А.А. Музиля и А.И. Кацмана, репетиции с Г.М. Опорковым, съемки у П.Е. Тодоровского, репетиции с Г.А. Товстоноговым, партнерство с замечательными мастерами БДТ.

    РГ: Что самое светлое из театральной жизни вспоминается?

    Малеванная: У меня плохо с воспоминаниями. Уже давно меня убедил совет мудрых: ты прошел часть пути - остановись, поблагодари своих спутников и не оглядываясь шагай дальше. "Жить прошлым - перепиливать опилки". Я не люблю давать интервью на темы прошлой жизни, не развешиваю на стенах старых афиш и не перебираю старые фотографии. Всё со мной, всё во мне.

    Режиссер - идеолог, артист - душа

    РГ: Вы ставили спектакли и раньше, "Куколка" для вас не режиссерский дебют. А что мешает сегодня ставить спектакли в родном городе?

    Малеванная: Я об этом не думала. У меня сейчас другая полоса: мне предлагают, а я выбираю. Вот только денег на съемки не предлагают. Но ведь найдется же какой-нибудь нетипичный чудак!

    РГ: Вам близко булгаковское: "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут"?

    Малеванная: Эта фраза часто служит оправданием лентяям в их бездействии. К тому же принадлежит она Воланду, дьяволу. Мне часто приходилось просить. Мой сценарий "Василий и Норочка" очень нравится прекрасному режиссеру Константину Худякову (и не только ему). Сценарий лежит уже три года на одной из московских студий, но денег для съемок нет! И я, и Худяков просили, обращались ко многим состоятельным людям, но... Пока - мимо. А что делать? Даже великий Мольер прогибался перед королем, чтобы спасти свой театр.

    РГ: Ваша коллега по БДТ Александра Куликова на презентации вашей книги сказала: "В вас есть одно качество, Лариса Ивановна, не актерское и не женское - независимость". Вам, наверное, трудно просить?

    Малеванная: Именно это качество и помогает мне иногда унять гордыню, не заботиться о том, как я выгляжу со стороны, а позаботиться о своем любимом детище, сценарии или спектакле.

    РГ: Когда пишете сценарий, себе роль выбираете? А режиссера?

    Малеванная: Нет, о ролях для себя не думаю. А о режиссере очень думаю. Сейчас время продюсерского кино. Я же по старинке считаю, что главная фигура в кино - режиссер. Режиссер - идеолог, вождь, живой дух фильма. Артисты - душа. А продюсер - всего лишь тело, материальная субстанция. Но, к сожалению, без тела душа может рассчитывать только на полеты в небесах.

    "Иоланта" за свои деньги

    РГ: Предлагают ли вам роли в кино, сериалах?

    Малеванная: Да. К сожалению, все с бандитами, о бандитах. Отказываюсь. Но осенью все же снялась в таком сценарии. Очаровал режиссер Олег Погодин. Яркий, талантливый человек. Сценарий "Дом" написал он сам. Фильма еще не видела, живу надеждой: а вдруг получится кино, которое нанесет сокрушительный удар по этим героям нашего времени, и быть бандитом станет наконец не престижно? Мои партнеры Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Катя Редникова, Саша Бледная и другие прекрасные артисты хотят того же.

    РГ: Предположим, нашлись деньги на кино. Вы взялись бы его снять?

    Малеванная: Едва ли. Хотя я уже поработала кинорежиссером. По просьбе моих друзей помогала талантливой девушке кинооператору сделать дипломную работу. Мы с Лидой Бабушкиной сняли короткометражку "Иоланта". Но там приходилось тратить на фильм свои деньги. Я тратила то, что заработала в кино, а Лида - то, что папа присылал ей из Ростова на пропитание.

    Поделиться