22.02.2011 18:10
    Поделиться

    В Казани собрали джинсы всех времен и народов

    Ради экспозиции "Джинсы как культ", которая открылась в Казани в выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, без штанов в буквальном смысле этого слова остались многие известные музыканты.

    Гвоздь программы

    Первым дорогой подарок сделал Андрей Макаревич. Он передал в дар автору выставки дизайнеру и фотографу Рустему Валиахметову джинсы, в которых записывался в лондонской "битловской" студии Abbey Road. Идею оригинального проекта поддержали "Чиж и Со", Игорь Сукачев, Вячеслав Бутусов, Сергей Минаев, Игорь Бутман, Даниил Крамер и многие другие. А одним из главных экспонатов стала куртка поэта Юрия Кублановского, с которой связана одна интересная история.

    Книга со стихами Кублановского, изданная в Нью-Йорке, попала в руки нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Знаменитому поэту так понравились стихи молодого автора, что он решил его как-то отблагодарить и передал очень дорогой для советского человека подарок - джинсовую куртку. Позже Кублановский передал ее писателю Евгению Попову, а тот привез ее в Казань на фестиваль "Аксенов Фест" и преподнес в дар Музею социалистического быта.

    От штанов до стелек

    На выставке "Джинсы как культ" автор проекта представил более ста экспонатов. Говорит, что приготовил гораздо больше, но в процессе понял, важно не количество.

    Здесь наряду с одеждой "загнивающего Запада" представлены джинсы цыганского пошива и эпохи первых советских кооперативов. Вот, к примеру, юбка "Консул". Ее шили в цехе, расположенном в Сандуновских банях. Сейчас под этим брендом выпускают совсем другой товар. А вот и вовсе уникальный экспонат - джинсовый костюм "Красная звезда".

    На выставке также можно встретить вторичные изделия, которые были пошиты из старых джинсов. Это кошельки, ремни, рабочие рукавицы и даже стельки для обуви. Кстати, последние можно купить сегодня у бабушек на любой барахолке.

    - Вообще эта выставка не о джинсах, - говорит Рустем Валиахметов. - Джинсы только повод собрать людей, потому что я не знаю, какая еще тема могла бы объединить людей разного возраста, социального статуса и профессий. Я посвящаю ее ребятам с нашего двора, для которых джинсы были голубой мечтой, а их покупка превращалась в настоящий семейный праздник. Каждый, кто сюда придет, сможет найти что-то свое. Я бы назвал эту экспозицию собранием историй. У каждого она своя…

    В обмен на значок с Лениным

    К примеру, литератор, музыкант и режиссер Максим Капитановский готов говорить о джинсах битый час без перерыва. Его первые джинсы собрала по кусочкам бабушка. Смотреть на них, вспоминает Капитановский, было страшно, но они так хорошо получились, что ему не давали прохода, спрашивая: "А где ты достал такой прикид?"

    - Это был 1968 год. Мои более состоятельные друзья отгрузили мне четыре пары уже неликвидных штанов. Я еле-еле уговорил одного из них не выпарывать все молнии, которые мы называли не иначе как "зиппера", и лейблы, потому что в то время такие вещи никто и никогда не выбрасывал, а продавал за большие деньги. Так одни рваные джинсы с "зипперами" и стали основой моих первых модных штанов.

    Следующие джинсы Капитановский покупал уже у спекулянтов.

    - На рубеже 60-70-х годов за них просили 60-70 рублей. Правда, символичные цифры! Так вот в то время моя зарплата слесаря на заводе была 68 рублей. В эпоху джинсового ажиотажа дело доходило до маразма: штаны продавали по частям. В темном подъезде спекулянты показывали покупателю целые джинсы, а в пакет подкладывали только половинку. Тогда среди фарцовщиков была в ходу поговорка "Чтобы продать с рук, надо было снять с ног". Появилась она неспроста: профессиональные спекулянты отслеживали иностранцев у гостиниц, подмечали, какие вещи на них надеты, а потом выменивали у них джинсы, куртки и рубашки на матрешек, икру и даже значки с Лениным.

    Поделиться