17.02.2011 00:00
    Поделиться

    По чьей вине "Тольяттиазот" уперся в тупик при строительстве порта в Краснодарском крае

    Ситуация со строительством корпорацией "Тольяттиазот" терминала по перевалке сжиженного аммиака на Таманском полуострове тянется уже более десяти лет. Никого это, увы, не возмущает, никто не едет в европейский суд, не подключает "парламентское большинство" и мощные пласты общественного мнения, не бросает в атаку "журналистские штыки". Почему? Можно найти незамысловатый ответ. На ТоАЗе больше привыкли работать и делать дело, а не судиться, хотя последние годы без судов ТоАЗ не обходится.

    Что же касается противной стороны, то даже ее аморфность, очевидное лукавство, леность и, по отзывам экспертов, невысокая компетентность и так приносят результат. Правда, деструктивный. То есть проект не просто продвигается слишком медленно, а практически вообще застыл. Но, по порядку.

    Эта история началась в 1999 году, когда руководство ТоАЗа обратилось к администрации Темрюкского района Краснодарского края с деловым предложением. Речь шла о предварительном - подчеркнем, самом предварительном - согласовании места размещения объектов нового морского терминала. Никакой спешки не было, все находилось в руках заинтересованных сторон. Какие выгоды могло дать осуществление этого проекта и краю (плата за землю, за аренду), и району (налоговые поступления, новая инфраструктура, рабочие места), и предприятию (развитие, доходы), и стране (налоги) - считать не будем. Не будем, потому что пока в убытке (как это знакомо!) остаются почти все.

    К середине 1999 года на краевом уровне было принято постановление, номер которого - 558 - помнят все юристы "Тольяттиазота". В соответствии с этим постановлением ТоАЗ получал в аренду земельный участок в Темрюкском районе общей площадью 122,61 га сроком на 1 год. Предполагалось, что в течение этого года будет разработана и утверждена соответствующая проектная документация. Так оно и произошло. 6 сентября 2001 года на основании положительного заключения экологической экспертизы проекта морского терминала перевалки аммиака и некоторых других проектных документов был заключен договор о сотрудничестве администрации Краснодарского края с ОАО "Тольяттиазот".

    Если кратко, то обязанности сторон по договору распределялись просто. ОАО "Тольяттиазот" должен был инвестировать в регион не менее 200 млн долларов, а краевые власти обязывались, в частности, отвести землю в аренду сроком на 49 лет на все объекты перевалочного комплекса.

    Договор поначалу никто не нарушал. Более того, краевые инстанции в октябре 2001 года своим постановлением "О предоставлении земельных участков ОАО "Тольяттиазот" в Темрюкском районе" действительно сдали в аренду на указанный срок земли площадью даже чуть большей. А еще одним новым постановлением от 17 ноября 2003 года в аренду на 49 лет были переданы земельные участки общей площадью уже 229,5 га. Увеличение было сделано в счет строительства подъездной железной дороги и ряда вспомогательных сооружений, необходимых для функционирования порта.

    ОАО "Тольяттиазот" о своих обязательствах тоже помнило и перечислило в соответствующие бюджеты деньги за так называемые "потери сельскохозяйственного производства" и возместило убытки, включая упущенную выгоду. Справедливости ради отметим, что в районе порта никто не собирался распахивать земли под озимые и яровые, да и вообще на выделенных под порт землях никакой сельскохозяйственной деятельности не велось и не планировалось. Но порядок есть порядок и средства - очень даже немалые для регионального уровня - были перечислены.

    А потом начались чудеса, которым, как говорится, несть числа. Договоры аренды всех земельных участков были подписаны в самом конце 2003 года и сразу же направлены на регистрацию в соответствующий государственный орган. Однако по некоторым из них в регистрации было отказано. Причем, отказано именно в регистрации тех земель, которые были выделены для строительства железной дороги. "Отказная" площадь составила солидный кусок - 158,7 га. Но дело не только в этом. Ведь работа порта без железной дороги бессмысленна. Но почему-то эта простая мысль так и остается на сегодняшний день непонятой.

    Дальше - дело техники. Новое постановление краснодарских властей в июне 2004 года вносит катастрофическое для инвестора изменение в предыдущие документы. В результате официальная площадь арендованных под проект "Тольяттиазота" земель сильно - аж в четыре (!) раза сокращалась: с 229,5 до 54,3 га.

    Напомним, что шел 2004 год и за прошедшие годы ОАО "Тольяттиазот" уже инвестировал более трехсот миллионов долларов в строительство перевалочного комплекса, прокладку железнодорожной ветки, сооружение железнодорожной станции и основных портовых сооружений. Заметим также, что на ТоАЗе никто не ожидал такого, мягко говоря, демарша от региональных властей. Поэтому изначально, то есть фактически с 2000 года, строительство велось на всех первоначально выделенных гектарах земли, а не на "секвестированных" 50 га. Кто будет владеть результатами строительства сегодня? Что с ними делать, если данная ситуация не разрешится? Насколько законны все подобные постановления, отменяющие предыдущие, и другие, блокирующие последующие? На эти вопросы ответов пока нет, хотя поиск их в судебных инстанциях идет полным ходом.

    Сразу же после выхода печально известного постановления от 25 июня 2004 года, ОАО "Тольяттиазот" обратилось в администрацию Краснодарского края с предложениями вернуться к первоначальным договоренностям. Безрезультатно. Зато в целом результат выходит негативный: строительство комплекса по перевалке жидкого аммиака в Темрюкском районе остановлено.

    Однако остановкой работ дело не закончилось, давление на инвестора продолжается, в последнее время вокруг портового комплекса стали появляться все новые и новые чудеса - иначе их юридическая служба ТоАЗа и не называет. Например, из кадастров аннулируются кадастровые сведения о земельных участках, которые ТоАЗ получил у Краснодарского края в аренду и за которые ТоАЗ уплачивает значительную арендную плату. Юридическая служба компании установила, что аннулирование земельных участков произошло по результатам рассмотрения Темрюкским районным судом дел по заявлению неких Иванова А.В., действующего в интересах неких многочисленных физических лиц, и Козловой М.К. Конкретно: решениями от 12 мая 2009 г. Темрюкский суд постановил признать незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 6 и 24 апреля 2009 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета, а определениями от 8 июля 2009 г. сам же разъяснил, что решения от 12 мая 2009 г. по делам, возникшим из публичных отношений, как ни странно, являются еще и основанием для аннулирования кадастровых сведений на объекты гражданских прав, то есть фактически являются основанием для признания права аренды ТоАЗа не действующим.

    ТоАЗ, как ни странно, к рассмотрению дел не привлекался хотя у суда имелись в деле документы, свидетельствующие об аренде земельных участков ТоАЗом. ТоАЗ узнал об этих делах только в 2010 году и сразу же обратился с кассационными жалобами на решения и частными жалобами на определения. Увы, пока безрезультатно. Кстати, передача Темрюкским судом дел в суд кассационной инстанции также не обошлась без странностей. Очень показательным является полученное ТоАЗом письмо Темрюкского суда о назначении даты и времени заседания кассации. Мало того, что письмо датировано 13 января 2011 г., а было направлено адресату только через десять дней. Главное, что данным письмом Темрюкский суд "пытался" известить ТоАЗ о заседании 27 января 2011 года по делу Козловой М.К., хотя в действительности в этот день слушалось дело Иванова А.В. Возможно, это просто ошибка, но письмо подписано не только судьей Александром Конограевым, но и самим председателем Темрюкского суда Александром Гарькушей.

    И это не все. Существуют четыре как минимум уведомления ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений в отношении четырех земельных участков. Аннулируют участки, естественно, приставы, то есть буква закона как бы соблюдается. Однако своим решением от 17 сентября 2010 года Советский районный суд Краснодара отказался удовлетворить заявление ТоАЗа об оспаривании законности постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Суд проигнорировал допущенные судебным приставом-исполнителем нарушения, возбудившего исполнительное производство без заявления взыскателя гр. Иванова А.В. Любой студент правового факультета знает, что исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя, и что отсутствие такого заявления обязывает судебного пристава-исполнителя отказать в возбуждении. А Краснодарский краевой суд оставил такое решение без изменения.

    Хватит, казалось бы. Но есть еще аресты в отношении земельных участков. ТоАЗ обращается в суд. А в ответ слышит невнятные объяснения со ссылкой на какие-то возможные ошибки в компьютерной программе информационного обмена между ведомствами. Конечно, от ошибок никто не застрахован. Даже суд. Но, может, ошибкой является и запись в кадастре об Артюшенко В.М. как о правообладателе одного из земельных участков на праве общей долевой собственности с размером доли 1/1. Как сообщила юридическая служба ТоАЗа, при рассмотрении арбитражным судом заявления компании о признании данной записи незаконной ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю представило некие документы, по форме представляющие из себя, видимо, выгрузку из компьютерной системы, где правообладателем уже значится другой гражданин - Андреев Юрий Семенович. Вразумительных объяснений по этому поводу представитель ФГУ ЗКП представить не смог.

    Очень все негативно. А где же позитив? Он вообще-то существует, хотя оценить его можно по-разному. Оказывается "Тольяттиазот" по настоящее время аккуратно и в срок вносит плату за все 229,5 га земли, взятой в аренду под свой проект согласно первоначальным договоренностям с администрацией Краснодарского края. Это очень большие деньги, которые тоазовцы платят в надежде на разрешение ситуации. Конечно, это не позитив, а, скорее, парадокс, некий национальный феномен, зачастую свойственный нашим непростым отношениям между бизнесом и властью.

    Он не единственный, к сожалению. Еще один связан с "новыми-старыми" хозяевами тех самых участков земли не прошедшим регистрацию по договорам. Оказывается, наша бесхозная, на первый взгляд, российская земля-матушка всегда имела своих хозяев, представленных не отвлеченным населением, но конкретными людьми. Эти Ивановы, Петровы, Сидоровы и другие известные или неизвестные личности, на которых и держится "вся Рассея", как выясняется, всегда были примерными колхозниками несуществующих колхозов. В счет своих бессчетных трудодней, начисленных за непосильный труд на коллективной ниве, они еще тогда, в годы самого мрачного застоя, умудрились обеспечить себя пожизненно земельными наделами, о которых не вспоминали лет по двадцать-тридцать. А теперь вспомнили. Некстати.

    Выскочив, как черт из табакерки, они почему-то пользуются расположением судебных властей, которые принимают во внимание именно их бумаги (ежели таковые существуют), а о договорах, подписанных между ТоАЗом и краевой администрацией будто бы и не слышал. Одна из таких персон тоже, кстати, с весьма простой русской фамилией, вдруг оказалась в нашей ситуации собственником участка бывшей, якобы, колхозной земли, предназначенной как раз под железнодорожную ветку ТоАЗа. С этой землей персона ничего делать не собирается, да, собственно, на железнодорожной насыпи и ничего не посадишь, кроме лебеды.

    Интересно, что продать землю ТоАЗу бывший "колхозник", по слухам, готов, но по такой цене, как будто там зарыто все золото древних скифов. Конечно, хозяин - барин. Но где же колхозная совесть? В Тамани таких цен нет и не было. Предположим, что кто-то коварный направляет нашего Иванова-Петрова-Сидорова, преследуя свою цель, не ведомую нашему бывшему колхознику и его товарищам. Может быть и так. Но этот путь бесперспективный, о чем не могут не ведать местные власти, если не...

    Вот этих "если не..." набирается слишком много и ведут они в никуда, точнее, в тупик. Не железнодорожный, а правовой. Причем, выход из него ищет пока только одна сторона - "Тольяттиазот". Другая же, представленная на местах весьма широко, будто бы "чего-то" ждет от ТоАЗа. Но чего, если руководство корпорации уже многие годы не устает повторять: мы не выйдем за рамки правового поля никогда, ни при каких обстоятельствах. Того же ОАО "Тольяттиазот" ждет от своих партнеров-оппонентов. Ждет пока безрезультатно, но все же надеется на здравомыслие властей. Ведь портовый комплекс уже давно мог быть достроен, и приносил бы живые деньги в региональный и местный бюджеты, давал бы работу местным жителям и укреплял южные рубежи России.

    Поделиться