Союз. Беларусь-Россия
энтузиасты

Хроника пикирующего бомбардировщика

Поисковики вписали в историю Великой Отечественной войны еще одну страницу

Поисковики начали операцию по подъему военного самолета времен ВОВ
Поисковики убеждены: имена геройски погибших летчиков нужно вернуть из небытия. Фото: БЕЛТА
Поисковики убеждены: имена геройски погибших летчиков нужно вернуть из небытия. Фото: БЕЛТА

"У тебя подрастает сын. Он так давно не видел отца..." - это строчки из письма, которое советский летчик, погибший в конце Великой Отечественной войны в Дубровенском районе, получил из дома. К сожалению, ни в этом письме, ни в летной книжке, которые в 2009-м поисковики сумели достать из болота, куда упала боевая машина, не было ни одной фамилии. Тогда тела двух членов экипажа похоронили неподалеку - в деревне Зарубы. Пока эта могила безымянная, однако белорусские и российские поисковики, возобновившие операцию по подъему самолета нынешней зимой, с большой долей вероятности говорят, что имена погибших защитников Отечества удастся установить.

Один из тех, кто принимает активное участие в операции, - руководитель поискового отряда "Гвардеец" из Санкт-Петербурга Сергей Харлантьев. Сергей, родившийся в белорусском Шклове, с детства обожал читать книжки про партизан. Со многими героями любимых произведений был знаком лично, беседовал подолгу, слушал их рассказы о войне. После службы в армии парень переехал в Санкт-Петербург, где работал в милиции, был депутатом муниципального совета. Лет 15 назад увлекся поисковой работой. Вместе с товарищами-единомышленниками на Невском пятачке и Синявинских высотах находил останки советских солдат, со дна рек и болот поднимал танки и самолеты. Часть военной техники, что удалось отыскать Харлантьеву, выставлена на всеобщее обозрение в городском парке Шлиссельбурга.

- Как-то раз я приехал к родственникам в Шклов и от знакомых услышал историю о двух советских самолетах, сбитых во время войны в Дубровенском районе, - вспоминает Харлантьев. - Мы поехали в Дубровно, побеседовали с местными жителями, которые подтвердили, что одна из крылатых машин действительно рухнула в болото между деревнями Вежки и Путятино. Каково же было наше изумление, когда в указанном месте мы наткнулись на торчащую из воды тяжелую бронеспинку самолета, а приборы зарегистрировали внизу большое скопление металла.

Чтобы достать из болота весь самолет (тогда предполагали, что это Ил-2), необходима была специальная техника и лицензия. Поэтому россияне обратились в историко-культурный комплекс "Линия Сталина" и через него вышли на поисково-реставрационную группу благотворительного фонда "Память Афгана". С ее руководителем Игорем Матюком мне уже приходилось встречаться. В 2007-м в Шумилинском районе с помощью уникальной технологии "вымораживания" он с товарищами доставал из болота подбитый танк Т-34. Этот же способ решили применить и сейчас. Когда на улице стоит мороз, с помощью помпы вокруг увязшего в болоте самолета вымывают грунт. Стены образовавшегося "колодца" замерзают, и открывшиеся взгляду части боевой машины можно поднять на поверхность лебедкой.

- Нынешней зимой мы нашли пулемет Березина, лопасти двигателя, обгоревшие и изрешеченные пулями фрагменты фюзеляжа, - рассказывает Харлантьев. - Сейчас мы уверены, что самолет, который предстоит поднять, вовсе не Ил-2, а пикирующий бомбардировщик Пе-2.

- Это редкий бомбардировщик. Даже если говорить о восстановленных экземплярах, в музеях на просторах СНГ их считаные единицы. Мы достаем такой впервые, - продолжает Игорь Матюк.

Несмотря на вмешавшуюся в планы поисковиков оттепель, им удалось добраться до двух двигателей, лежавших на пятиметровой глубине. По выбитым на них номерам можно установить, кто летал и погиб на этом самолете. Такой запрос уже подготовлен в архив Министерства обороны России в Подольске. А это значит, что могиле летчиков в деревне Зарубы недолго оставаться безымянной. Возможно, уже к 9 Мая этого года на ней появятся фамилии экипажа пикирующего бомбардировщика Пе 2.

- Когда-то все мы жили в одной стране - СССР, у нас общая история и общая победа в Великой Отечественной войне. И мне хочется, чтобы мои дети и внуки знали эту историю, чтобы учились на примерах людей, которые ее творили, чтобы росли настоящими патриотами, - объясняет свой интерес к поисковой работе 41-летний Сергей Харлантьев. - Для этого белорусы и россияне должны строить свое будущее вместе.

Поисковики из отряда "Гвардеец" и представители поисково-реставрационной группы благотворительного фонда "Память Афгана" в торжественной обстановке передали найденные части легендарной "пешки" в Музей авиационной техники в поселке Боровая под Минском. Предполагается, что поднятая из болота крылатая машина будет восстановлена и как макет займет почетное место среди экспонатов музея.

Сергей Голесник

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Читайте также
Рамблер Новости
новости партнеров
новости партнеров
новости партнеров

новости партнеров
новости
партнеров
новости
партнеров
Наверх