16.02.2011 00:20
    Поделиться

    Интернет пока не догнал печатные СМИ по объему рекламы

    Обещанной интернет-революции пока не случилось. Глобальная сеть в 2010 году так и не стала вторым медиа по объему размещенной рекламы, сохранив по-прежнему существенный отрыв от печатных СМИ и наружной рекламы. Такие выводы делают эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) по итогам прошлого года.

    В 2010 году интернет-компании заработали на рекламе 26,6 миллиарда рублей. Расходы рекламодателей в Рунете по итогам года намного меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (32 миллиарда рублей) и печатных СМИ (45 миллиардов рублей). Но темпы роста объемов виртуальной рекламы в Интернете все равно в разы больше, чем у его ближайших конкурентов. Если бюджеты печатных СМИ в 2010 году выросли только на 7 процентов, наружной рекламы - на 18 процентов, то Интернет продемонстрировал рост сразу на 40 процентов.

    Эти цифры в очередной раз заставили экспертов говорить о том, что "медийка", которая все активнее перехватывает аудиторию у новостных ресурсов, в будущем может лишить издателей средств к существованию. По итогам прошлого года печатные СМИ заработали почти 45 миллиардов рублей. При этом кассу делают главным образом ежемесячные глянцевые журналы и еженедельные печатные издания. Именно на них идут основные расходы рекламодателей. Газеты в этом рекламном пироге занимаю примерно четвертую часть. Согласно данным АКАР, в 2010 году их заработок от рекламы составил около 10 миллиардов рублей. Причем по сравнению с 2009 годом это рост для газет на 13 процентов. Независимые эксперты уже давно обращают внимание на то, что тиражи газет сокращаются, а основная масса читателей, особенно среди молодежи, постепенно перекочевывает в Интернет. Реклама как массовый продукт только реагирует на спрос.

    Между тем эксперты АКАР пока не склонны "хоронить" газеты. "Сложно оценить, что из медиа выберут потребители", - считает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Также сложно, по мнению эксперта, отделить печатные СМИ от их интернет-версии. И как в этом случае считать объем их рекламы - как для разных изданий или как для одного? Получается, что у одного и того же издания количество рекламы в зависимости от носителя может быть совершенно разным. К тому же аналитики пока не могут до конца договориться в точных оценках объема рынка интернет-рекламы. Отдельные представители рынка продолжают настаивать, что итоговые цифры несколько завышены. При этом мало кто сомневается, что рост интернет-рекламы сохранится и в будущем. Ее бурный рост происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет генеральный директор крупной интернет-компании Алексей Басов. С другой стороны, эксперты обращают внимание и на тот факт, что перспектива перевода всех СМИ в онлайн для России пока еще сомнительна. Только к концу прошлого года, согласно социологическим исследованиям, порядка 64 процентов россиян стали выходить в Сеть хотя бы раз в месяц. Так что у издателей пока еще есть шанс заработать на бумажной продукции.

    Также вряд ли Интернету удастся догнать телевидение. В 2010 году прирост рекламы в телевизионном сегменте составил 15 процентов, до 130 миллиардов рублей. В бюджетах многих рекламодателей ТВ по-прежнему занимает первое место. Вперед Интернета ряд экспертов также ставит наружную рекламу. Например, для тех же сотовых операторов и автомобильных брендов вряд ли эта пропорция изменится в ближайшее время. Радио-реклама по итогам прошлого года выросла на 11 процентов. Причем в регионах этот рост происходил заметнее, чем на федеральных каналах, многие из которых все еще ощущают последствия кризиса.

    Общий объем рекламного рынка по итогам 2010 года вырос на 16 процентов - до 250 миллиардов рублей. Между тем, по данным АКАР, показатели докризисного 2008 года все еще не достигнуты.

    Объем рынка рекламы в России в 2010 году

    Поделиться