15.02.2011 00:07
    Поделиться

    Юрий Башмет: Зимний фестиваль в Сочи - прообраз культурной программы Сочинской Олимпиады

    В Сочи завершился фестиваль искусств

    Десятидневный марафон в Сочи из самых разных художественных акций финишировал в Зимнем театре программой "Моцарт-Гала". В Концертной симфонии для скрипки и альта вместе с Юрием Башметом солировал французский скрипач Рено Капюсон.

    Вообще программа 4-го Зимнего фестиваля была насыщенной и разнородной, предсказуемо пестрой, иногда по-настоящему событийной. Наконец, случился долгожданный сочинцами приезд дирижера Валерия Гергиева. Встав за пульт оркестра "Новая Россия", он заставил его звучать совершенно иначе, чем то бывало прежде, и Вторая симфония Рахманинова запомнилась безбрежным разливом русской меланхолии. Пианист Денис Мацуев, буквально на один день залетевший в Сочи (между Амстердамом и родным Иркутском), был верен своему виртуозно-брутальному стилю, особенно в финале фортепианного концерта Шостаковича, но сумел показать и новые грани в Моцарте.

    Концерт легендарного трио Жака Люсье стал последним выступлением французского пианиста в России: объявлено, что это прощальный тур, осталось несколько концертов в Европе. Преображение человека, который за кулисами выглядел неспешным скромным старцем, за роялем казалось невероятным: вдруг оживали руки, глаза, и звучал тот самый, знаменитый джазовый Бах, который у многих устойчиво рифмуется со свободой оттепельных 60-х. Театр "Мастерская Петра Фоменко" показывал "Волки и овцы" Островского, с которых собственно начиналась история "фоменков" - любимейшей московской труппы. Несмотря на солидный возраст спектакля и вынужденные замены в актерском составе, спектакль абсолютно живой, а реакция зала соответственно - непосредственная и бурная. К  сожалению, не вызвала зрительского ажиотажа ретроспектива фильмов знаменитого испанца Карлоса Сауры, очевидно, из-за поздних ночных кинопоказов. Хотя в программе были настоящие редкости и самые последние работы мастера: "Выкорми ворона", "Саломея", "Фаду" и "Я Дон Жуан". Сложные чувства оставил концерт Пелагеи и ее одноименной группы, и не только из-за не отлаженного, фонирующего звука. Талант и голос этой певицы на сегодня явно заслуживают иного репертуара и аранжировок, а сама она - лучшей  участи, чем быть клоном Жанны Бичевской. За скобками еще немало других мероприятий, упомяну только мастер-класс Юрия Башмета, проходивший в формате телемоста с 4-мя российскими городами.

    Сочинский 4-й фестиваль из музыкального смодулировал в полижанровый, показав главный вектор своего развития - расширение в жанровом, географическом, количественном смысле. При этом у него не появилось какой-то специально придуманной концепции, красивой объединяющей идеи, кроме имени харизматичного Юрия Башмета. Пожалуй, принципиальную позицию можно усмотреть в названии, где слово "зимний" является ключевым. Понятно, что к Белой Олимпиаде -2014 Сочи должен кардинально поменять свой имидж. Десятилетиями он ассоциировался у всех только с теплым летним морем и солнцем, и "отличный отдых в зимнем Сочи" - звучало как оксюморон. А вот теперь это еще и заснеженные вершины, горные лыжи, спортивные трассы. И Зимний фестиваль в Зимнем театре зимнего Сочи призван показать, что и в это время года жизнь во всероссийской здравнице бьет ключом. Но стать привлекательным город-курорт должен не только для жителей постсоветского пространства (и, кстати, выдерживать конкуренцию с полюбившимися россиянам египетско-турецкими маршрутами), но и для потенциальных туристов из-за рубежа. А интеллектуалам с широким кругом запросов потребуются модные места: кинозалы, клубы, галереи, концертные залы. Или мультиплекс, объединяющий многое в одном месте.

    Как раз в дни Зимнего фестиваля, кроме первых тестовых соревнований и объявления последнего этапа выбора символа Олимпиады, состоялось и заседание возглавляемого почетным сочинцем Виталием Игнатенко Общественного совета по подготовке Игр. Темой встречи, в которой принимали участие министр культуры Александр Авдеев, Юрий Башмет, кинорежиссер Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский, была Культурная олимпиада, и выступавшие всерьез провозглашали цель: сделать Сочи  третьей культурной столицей. Юрий Башмет говорил о том, что его фестиваль, который должен состояться и после Олимпиады, в 2015 году - это своего рода "репетиция, прообраз культурной программы Сочинской Олимпиады". А фестивалю уже сегодня "тесно в Зимнем театре". Заметим, что архитектурная гордость Сочи хороша для театральных показов, но для высокой классики акустических параметров не хватает.

    В сущности, он произнес то, что бесконечно муссировалось в течение фестиваля, без чего не обходилась ни одна из многочисленных пресс-конференций: городу необходим новый концертный зал. Отвечая на это, Александр Авдеев сообщил, что в федеральном бюджете на такой проект средств не заложено, есть только идея реконструировать сочинский Цирк в некий комплекс, в котором найдется место для концертных и оперных представлений. Признавая, что с идеей современного культурного центра, наверное, опоздали, ведь до Олимпиады осталось всего три года, "необходимо думать, что еще можно сделать".

    Так что появится ли в Сочи новый концертный зал, и вообще, использует ли город олимпийский шанс для того, чтобы круто изменить свою судьбу - по-прежнему вопрос. В кулуарных разговорах на эту тему у главных персонажей фестиваля сквозило немало скепсиса. Хотя, казалось бы, "что нам стоит, дом построить?", и для этого всего-то и нужны: личности с идеей и пробивной энергией, инвесторы с хорошей дальнозоркостью и политическая воля.

    Поделиться