15.02.2011 00:50
    Поделиться

    Верховный суд провел масштабную работу над жестокими ошибками в уголовных процессах

    Верховный суд дал рекомендации, как смягчать приговоры

    Верховный суд России провел масштабную работу над жестокими ошибками в уголовных процессах. Людям в мантиях объяснили,что мягкость в приговоре вовсе не порок, когда она обоснована.

    Редчайший случай: подсудимому в процессе забыли предоставить последнее слово. Зато не забыли назначить ему немалый срок. Это не только несправедливо, но и незаконно.

    Другое дело: преступник явился с повинной в милицию и честно рассказал все как было. А на суде отчего-то передумал и стал от всего отказываться. Ну что ж, решили судьи, тогда явка с повинной не считается, и отмерили ему наказание по полной программе.

    Столь разные правовые истории объединяет одно: Верховный суд, изучив обстоятельства, решил - так судить нельзя. Приговоры отменены, а дела включены в обзор надзорной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда. Эти решения должны стать ориентиром для всех людей в мантиях.

    Не первый год много говорится о том, что правосудие у нас слишком жесткое. Так полагают многие: и правозащитники, и адвокаты. Между тем сегодня уголовная политика государства меняется. Например, в Госдуме уже рассматривается целый ряд инициатив, призванных сделать Уголовный кодекс более прагматичным и справедливым. Готовится еще ряд инициатив. При этом законодатели не любят говорить про доброту или смягчение, чтобы никто не думал про всепрощение. Даже если человек виноват, наказание должно быть разумным.

    Жизнь (и особенно советская практика) показывает, что излишняя жестокость в уголовном процессе - это неразумно. Поэтому нужны иные подходы. Здесь мало изменить закон, сами судьи должны смягчить свои взгляды. А помочь в этом должны и специальные рекомендации Верховного суда, показывающие на примере конкретных дел, где допущены ошибки.

    Одно из самых известных прав подсудимого - право на последнее слово. Трудно сосчитать, сколько было сцен в кино и литературе, когда последнее слово обвиняемого переворачивало душу если не судьям, то читателям или зрителям - точно. Однако это не просто красивая "декорация" в суде, а обязательная процессуальная процедура. Если это знает любой журналист, то и профессионалу в мантии забывать о том нельзя.

    Между тем в Ростовской области именно так и произошло: обвиняемому в незаконном обороте наркотиков не дали сказать самых важных с процессуальной точки зрения слов. По крайней в мере, в протоколах заседаний Верховный суд не обнаружил последнего слова, а потому отменил приговор.

    - Вообще это исключительный случай, - сказал "РГ" адвокат Георгий Тер-Акопов. - Суды крайне редко забывают предоставить последнее слово. Возможен вариант, что была допущена небрежность при составлении протокола судебного заседания. Но в любом случае, непредоставление последнего слова считается грубейшим нарушением права на защиту и влечет безусловную отмену приговора.

    А в Кемеровской области осудили двух граждан, избивших до смерти женщину. Судя по материалам, один из них - в документе он назван В. - сам явился в милицию и честно признался. По его словам, возникла типично бытовая ссора. Сначала ругались, потом дело дошло до драки. Убивать не хотели, но сгоряча перестарались.

    Бить женщину ужасно при любых обстоятельствах. Для мужчины это позор и преступление. Но все же в каждом конкретном случае судить надо отдельно и назначать наказание исходя из обстоятельств, в том числе смягчающих. А явка с повинной как раз такое обстоятельство.

    Причем ее нельзя назвать скоропортящейся. Она не теряет своих свойств (и своего значения) оттого, что человек позже отказался от своих слов. Ведь все-таки у него был порыв, и этого не перечеркнешь.

    - Наличие или отсутствие такого обстоятельства, смягчающего наказание, как явка с повинной, не ставится в зависимость от того, поддерживает ли заявление о явке с повинной в судебном заседании подсудимый или нет, а также отрицает ли он изложенные факты или признает, - говорится в разъяснении Верховного суда. - Явка с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается в тех случаях, когда лицо в устном или письменном виде добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении.

    Судебная коллегия признала в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимому, его явку с повинной, а также противоправное поведение потерпевшей и смягчила ему наказание. Определение N 81-Д10-9.

    - Степень общественной опасности складывается в том числе из отношения обвиняемого к преступлению, - говорит Георгий Тер-Акопов. - Явка с повинной свидетельствует, что человек понимает,что совершил преступное деяние, раскаивается, не создает трудностей следствию, способствует раскрытию преступления. Все это снижает степень общественной опасности, а значит, и должно смягчать наказание.

    Зато если подсудимый раньше уже получал условный срок, его нельзя считать рецидивистом. Такое напоминание - поскольку в законе все это есть - тоже содержится в документе Верховного суда. А поводом стало дело в Московской области, где подсудимому Г. вынесли более суровый приговор, поскольку раньше его уже судили. Первый срок был испытательным, но преступнику его зачли как отягчающее обстоятельство.

    Верховный суд снизил срок более чем на год. Определение N 5-Д09-77. Не учитываются для рецидива и преступления в несовершеннолетнем возрасте. А за неоконченное преступление нельзя наказывать так, будто бы человек все довел до конца.

    - Характер и степень общественной опасности неоконченного преступления ниже, чем у оконченного преступления, - говорится в документе Верховного суда. За покушение на преступление наказание не может превышать трех четвертей от максимального.

    Впрочем, в ближайшем будущем надзору Верховного суда уже не придется давать разъяснения по таким элементарным вопросам. Он займется разъяснениями по фундаментальным вопросам права. А в судах общей юрисдикции вводится апелляция. Теперь вторые инстанции будут пересматривать дело по расширенной процедуре. Эксперты надеются, что это повысит качество правосудия. А сегодня актуальные проблемы правосудия будут обсуждаться на открывающемся в Москве совещании-семинаре председателей региональных судов. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев расскажет о готовящихся переменах.

    Поделиться