11.02.2011 00:00
    Поделиться

    Маша Фогель: Противостояние между старообрядцами и православной Церковью в России носит политический и идеологический характер

    Маша Фогель, специально для La Russie d’Aujourd’hui

    "Этот  храм  чем-то  напоминает  театр,  и  так  оно  и  было  задумано",  - говорит  наш  юный  экскурсовод  Анастасия,  указывая  на  классически  строгое  прямоугольное  здание,  предназначенное  исключительно  для  летней  эксплуатации  и  неотапливаемое. Однако  сейчас  на  дворе  поздняя  осень,  и  этот  по-летнему  светлый  храм  утопает  в  ноябрьской  слякоти.  Исторически  поселения  старообрядцев  возникли  на  юго-востоке  Москвы  в  районе  Таганки.  Начиная  с  18  века,  староверы  получили  право  на  строительство  на  территории  Рогожской  заставы  целого  ряда  храмов  и  кладбища  (второе  старообрядческое  кладбище  находится  на  северо-востоке  столицы)  при  условии,  что  эти  церкви  не  будут соперничать  с  роскошными  православными  храмами.  Именно  на  этой  земле  с  ее  скудной  зеленью  и  многочисленными  стройками,  отгороженной  от  внешнего  мира  автострадой,  заводом  и  рынком,  и  располагается  главный  центр  "старой  веры".

    Старообрядцы  -  это  последователи  православной  веры,  отвергшие  церковную  реформу. В середине 17 века Патриарх  Московский  и  всея  Руси  Никон  ввел  ряд  незначительных  изменений  в  чинопоследование  литургии.  Например,  он  предписал  совершать  крестное  знамение  тремя  перстами  вместо  двух,  чтобы  привести  русские  православные  обряды  в  соответствие  с  греческими  канонами и превратить Москву в Третий  Рим.

    Пользуясь  огромной  поддержкой  со  стороны  царя,  высшее  православное  духовенство  наложило  запрет  на  старые  обряды  и  предавало  анафеме  всех,  кто  их  соблюдал.  В  течение  нескольких  веков  староверы,  или,  как  их  еще  называли,  раскольники,  подвергались  жестоким  гонениям.  Многие  из  них  эмигрировали  в  Австралию  и  США.  Тем  не  менее,  даже  сегодня  в  Москве  еще  можно  встретить  последователей  старой  веры,  которые  крестятся  двумя  перстами  и  кладут  земные  поклоны  перед  иконами.  Сегодня  старообрядцев  в  России  насчитывается  немногим  более  миллиона.

    В зимнем  храме,  меньшем  по  размеру,  чем  летний  "театр",  слышится  шепот,  истовые  молитвы  верующих  и  пение  мужского  хора.  Мужчины,  все  сплошь  с  бородами,  занимают  правую  сторону  храма,  а  женщины  в  туго  завязанных  платках,  держатся  слева.  Совершается  таинство  крещения,  и  поэтому  верующие  одеты  в  костюмы,  которые  в  18  веке  традиционно  носили  русские  купцы  и  дворяне:  цветные  кафтаны,  расшитые  жемчугом  платки,  пояса  на  талии  у  мужчин,  призванные  отделить  нижнюю,  низменную  часть  тела  от  верхней,  исполненной  духовности.  Как  в  повседневной  жизни,  так  и  во  время  церковных  богослужений  староверы,  ультраконсерваторы  и  фундаменталисты  по  своей  сути,  отличаются  крайней  принципиальностью  в  вопросах  религии.

    "Главное отличие старообрядческой  Церкви  от  реформированной  состоит  в  том,  что  для  исповедания  веры  нам  не  нужен  священник,  -  поясняет  Алексей  Муравьев,  заместитель  директора  Старообрядческого  духовного  училища,  специалист  в  области  богословия  Восточной  Церкви  и  истории  христианства  в  Средней  Азии  и  на  Кавказе  и  бывший  сотрудник  Национального  центра  научных  исследований     в  Париже.  -  Последователи  православного  вероучения,  оказавшись  без  поддержки  духовенства,  перестают  посещать  храм,  в  то  время  как  у  староверов  место  священника  может  занять  отец  семейства.  Это  делает  их  более  независимыми,  ответственными  и  преданными  вере".

    Противостояние между старообрядцами и официальной православной Церковью носит как политический, так и идеологический характер: приверженцы старой веры одновременно отстаивают национальную русскую самобытность и борются за свою независимость от властей предержащих. Алексей Муравьев комментирует это следующим образом: "До реформы Никона в русском христианстве уже существовали зачатки демократии, которые получили дальнейшее развитие среди старообрядцев и были полностью задавлены внутри официальной православной Церкви, которая предпочла заключить политический союз с царской властью и принять вертикальную структуру управления. Наш главный упрек в адрес современной православной Церкви касается ее чрезмерной близости к правящему режиму и полной зависимости от него".

    Также доступна французская версия статьи.

    Поделиться