11.02.2011 00:16
    Поделиться

    Фирменные "десерты" Шаляпин-феста в Казани

    Уже 29-й по счету Шаляпинский фестиваль, приуроченный ко дню рождения великого певца и реформатора русской оперы, завершается на его родине, в Казани.

    По всем официальным энциклопедическим данным, Федор Иванович родился 13 февраля 1873 года (по старому стилю). Однако последняя из детей Шаляпина - дочь Марина Федоровна, скончавшаяся летом 2009 года в Риме на 98-м году жизни, утверждала, что папа явился на свет 14 февраля, в День св. Валентина, и всю жизнь не переносил цифру 13, даже старался в эти дни не выступать. Проверить это откровение невозможно, но фестиваль намеренно "недотягивает" до дня рождения Шаляпина и завершится 12 февраля.

    Татарстан - не только родина Шаляпина. Этой земле суждено было стать колыбелью фестивального движения в российской провинции. Именно здесь в Театре имени Мусы Джалиля под управлением легендарного директора Рауфаля Мухаметзянова в 1982 году изобрели фестивальную модель, которую впоследствии взяли на вооружение все возникшие в дальнейшем оперные фестивали других регионов. Суть модели проста: драматургию фестиваля определяет сквозная идея имени (Федор Шаляпин - в Казани, а потом и в Уфе, Максим Михайлов - в Чебоксарах, Леонид Собинов - в Саратове и Ярославле, Александр Пушкин - в Нижнем, и т.д.). На этот стержень нанизываются созвездия приглашенных гастролеров того или иного калибра. Во главе угла - не столько театральные аспекты оперы, сколько ярмарка вокального искусства. Спрос рождает предложение, и до недавнего времени художественная политика Казанской оперы была ориентирована исключительно на следование старым традициям "большой оперы" и на перенос шедевров русской театральной живописи ("Борис Годунов" Федора Федоровского, "Кармен" Александра Головина, "Пиковая дама" Владимира Дмитриева, "Аида" Евгения Чемодурова).

    Долго ли коротко, Казань успела отметить свое 1000-летие и капитально реконструировать здание театра. Но самое важное, что время потребовало не только строительных, но и творческих "реформ", и в итоге освоенной на фестивале вдоль и поперек эстетике "костюмированного концерта" пришлось потесниться, чтобы дать дорогу эксперименту и режиссерскому театру.

    На нынешнем фестивале ставший столь животрепещущим для определенных кругов режиссерский театр, который в других кругах зовется "режоперой", в мягкой форме был представлен спектаклями Михаила Панджавидзе "Лючия ди Ламмермур" и "Мадам Баттерфляй". Старые традиции говорили за себя в "Аиде" и "Борисе Годунове" (причем обе партитуры идут с купюрами, а "Борис" - так и вовсе без сцен "У Новодевичьего монастыря", и "Кром" - в оркестровке Римского-Корсакова). Промежуточное положение между прошлым и будущим заняли "Травиата" в постановке французской режиссера-феминистки Жаннет Астер, "Риголетто" Михаила Панджавидзе и премьерная "Кармен", решенная балетмейстером Георгием Ковтуном в духе танц-мюзикла.

    Однако фирменным десертом Шаляпин-феста по-прежнему остаются его исполнительские составы, в которых всегда играет сборная СНГ. Ну, где еще всего за десять фестивальных вечеров услышишь в одной компании певцов из Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Литвы, Казахстана, Бурятии и Беларуси (не говоря уж об артистах из дальних стран)? Одним словом, русские "зальцбурги" продолжаются. И, надо заметить, с не меньшим, чем в Европе, успехом у публики.

    Поделиться