10.02.2011 00:20
    Поделиться

    В трех столичных школах уже учатся роботы

    Наши корреспонденты посетили первую в мире школу, где робот на уроках заменил больного ребенка.

    Роботы как-то незаметно вошли в нашу жизнь: они "учатся" в трех столичных школах, выдают книги в Центральной городской детской библиотеке имени А.П. Гайдара, подрабатывают консультантами в московских домах творчества и в центрах профориентации.

    В километре от класса

    Северо-Восток, Алтуфьево, школа 166. Робот нас встречает сразу при входе: черно-белый киборг застыл рядом с охранником.

    - Наше правильное название: не школа, а центр образования, - поправляет директор Фаина Ивановна Лапко. - И этот робот не участвует в охране, он здесь лишь просто подзаряжается.

    Всего в центре "учатся" два робота модели "R.Bot 100", созданные в столичной компании "Лаборатория трехмерного зрения". У киборга на подзарядке имени пока нет. А вот мировую славу школе принес робот Степа, которого мы застали в классе на третьем этаже.

    Планетарная известность отнюдь не метафора. После того как робота закрепили за 12-летним мальчиком, которому врачи рекомендуют пореже покидать дом, школу атакуют журналисты. Сюжеты о русском школьном роботе снимали британский и французский телеканалы, арабская "Аль-Джазира".

    - Это я предложила придумать имя, - говорит Фаина Ивановна. - Говорю детям: "Ну что мы все робот и робот, давайте Степаном назовем?" Название прижилось.

    Степины одноклассники очень легко восприняли киборга. Создатели "R.Bot 100" подтверждают: так везде, дети привыкают к роботам очень быстро. Случается, что даже учителям требуется больше времени на то, чтобы привыкнуть к андроиду.

    Что, впрочем, вполне логично: учителя, образно говоря, выросли на "Приключениях Электроника", трехсерийном советском фильме, снятом в далеком 1980 году по мотивам фантастики Евгения Велтистова. А одноклассники Степана - на "Аватаре" Джеймса Кэмерона.

    "Электроник" душевнее, но "Аватар" точнее передает концепцию применения робота-двойника.

    Степан физически находится в километре от школы. Тезкой-роботом он управляет через Интернет. Степа сидит перед компьютером у себя дома и при помощи клавиатуры со стандартными игровыми клавишами перемещает киборга по школе. Видит и слышит все, что видит и слышит робот. У Степы есть некоторые привилегии, он может свободно перемещаться по классу.

    В остальном он как обычный ученик: слушает, записывает, отвечает на вопросы педагога. На переменках выезжает из класса, невысокие пороги для него не преграда. Движется на колесах со скоростью до 2 км/ч.

    По габаритам он как младшеклассник: рост 105 см, вес 35 кг. Правда, потолще современных детей: в диаметре 55 см. Работает на свинцово-кислотной батарее, заряда хватает на 8 часов. Зарядное устройство подключается к обычной сети на 220 Вольт.

    А еще этот робот отличается исключительным миролюбием: ни девочку за косичку не дернет, ни кнопку на стул не подложит. По уважительной причине: этой модели киборга рук не положено.

    А вместо сердца пламенный Wi-Fi

    Отличник и победитель многих олимпиад, Степа-человек хоть и редко, но все-таки бывает в школе и встречается со своим двойником-андроидом. Тезкой он очень доволен: "Я могу двигать головой робота, чтобы посмотреть влево или вправо. Я чувствую так, как будто я нахожусь в классе".

    Чтобы управлять роботом, не нужно каких-то особых знаний. Нужен компьютер с доступом к высокоскоростному интернету.

    Сами создатели "Эрбота" позиционируют свое творение в качестве "устройства телеприсутствия, управляемого человеком, с некоторой степенью автономности".

    Такие устройства немедленно персонализируются и "очеловечиваются". И не только в школах - везде. Например, Центральная детская библиотека имени Гайдара тоже приняла на работу двух роботов. Обоим подыскали литературных героев: киборгов-библиотекарей назвали Чук и Гек.

    С электронным дневником к интерактивной доске

    - Наш статус центра образования обязывает иметь многое из того, чего может не быть в средней образовательной школе,- рассказывает директор Фаина Лапко. - Мы обеспечиваем разнообразие образовательных программ и предоставляем самые различные формы социальной поддержки учеников. По-научному: социокультурная вариативная образовательная среда.

    В центре учатся 660 детей. Большая часть - как в обычной школе. Хотя "обычная" она лишь для тинейджеров. А вот для людей старшего поколения есть что-то ироничное в такой, знаете ли, "рутине" 21 века: электронные дневники, интерактивные доски, информационные ларьки, компьютерные вело- и автотренажеры.

    Но главное - особые формы обучения. Например, семейная, надомная, очный и заочный экстернат. Или новая форма - инклюзивное обучение. Суть: плавное вхождение больных детей в учебный процесс.

    - И логически мы приходим к тому, что дистантная форма обучения жизненно необходима, - заключает Фаина Ивановна. - Роботы находят применение во всех формах обучения. Своего второго робота мы решили использовать в качестве консультанта. Представьте: дежурный учитель сидит в классе, дети готовят домашнее задание. И прямо из дома через робота задают педагогу вопросы. И природные катаклизмы (как аномальная жара минувшим летом) и эпидемии (лютующий грипп) не страшны.

    По мнению директора, даже к нынешнему первому поколению роботов каких-то особых технических претензий нет. Главный недостаток: количество. Их два, а нужно минимум пять.

    Компетентно

    Вячеслав Кравцов, руководитель проекта "Эрбот":

    - Роботы изменят социальную ситуацию: многие инвалиды не выходят из дома, а с помощью "Эрботов" они смогут работать. Например, консультантами в магазине.

    Наши роботы также используются в качестве информаторов, консультантов, гидов, домашних помощников, офис-менеджеров. Наконец, если вы по какой-то причине не можете путешествовать, то для робота нет границ в пространстве и времени, ему не нужны загранпаспорт и виза. Полюбоваться белыми ночами Питера или римским Колизеем можно посредством вашего "Эрбота".

    Что касается школ, то роботы-педагоги существовали и раньше. А вот в части роботов-учеников Россия сегодня впереди всех. Этот приоритет нужно сохранить: робот собирается полностью в нашей стране, мы готовы к серийному производству.

    Кстати

    1 сентября занятия в 166-м центре начались с урока патриотического воспитания, как, впрочем, и везде. Учитель задает вопрос: ребята, что лично для вас подвиг? Мнения разные, дети в основном пересказывают истории из учебников. Педагог поворачивается к роботу: "Степа, а как ты считаешь?" "Подвиг для меня справиться с болезнью", - простодушно отвечает ученик. Мертвая тишина в классе...

    По словам педагогов, такие сцены берут за душу, ломают стереотипы и переворачивают устоявшиеся представления. Это уже не очередная техническая новация, вроде интерактивных досок и электронных дневников. А новый уровень социальных отношений, который мы понимаем и принимаем, но до конца еще не осмыслили. "Аватар", вошедший в нашу повседневность.

    А осмыслить придется. Для социальных проектов цена "Эрбота" в комплектации для школ, то есть без рук-манипуляторов и дорогих лазерных целеуказателей -в пределах 100 тысяч рублей. Вероятно, на свободном рынке и в комплектации с учетом индивидуальных пожеланий заказчика они будут несколько дороже, но в любом случае стоимость подъемная.

    А это значит: они идут. Кстати, интересный факт: разработали этого робота в России в 2008 году, то есть за год до премьеры "Аватара".

    Поделиться