10.02.2011 00:30
    Поделиться

    Сибирские эксперты: Проект нового закона об образовании требует доработки

    Проект нового закона "Об образовании в Российской Федерации" требует доработки - к такому выводу пришли эксперты после его детального изучения и обсуждения.

    Законопроект обсуждался, в частности, в ходе видеоконференции, состоявшейся в резиденции полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе.

    За два месяца, пока 241-страничный текст был вывешен в Интернете, к нему поступило около десяти тысяч поправок. По данным правового департамента мин-обрнауки РФ, больше всего предложений касалось государственных гарантий бесплатного образования, условий приема в вузы, светского и семейного образования, а также выплаты стипендий.

    Как подчеркнул глава рабочей группы по подготовке законопроекта, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, формулировка "образовательные услуги", вызвавшая немало критики, вовсе не означает, что школу приравняют к массажном салону. Образовательная услуга, по его словам, - это допуск к возможности получать образование, который накладывает значительную ответственность и на самого обучаемого. И все это будет четко прописано в новом законе.

    Одним из новшеств закона может стать рост требований к преподавателям высшей школы: в нем, возможно, появится понятие "преподаватель полного дня". То есть, человек, работающий в вузе, не должен быть почасовиком, который появляется только для того, чтобы читать лекции. Преподаватель полного дня должен принимать самое активное участие в работе вуза и быть постоянно доступным для студентов, проводя с ними консультации. Но, с другой стороны, это означает, что он должен получать достойную зарплату на основном месте своей работы, и об этом следует позаботиться учредителю. Правда, пока неясно, можно ли это применить повсеместно. Например, в НГУ значительная доля преподавателей - научные сотрудники институтов СО РАН, работающие в университете по совместительству. И что плохого в том, что студенты из первых рук получают информацию о достижениях фундаментальной науки?

    Обсуждаются также принципы изменения финансирования госзадания на подготовку специалистов. Дело в том, что, в условиях приема в вузы по результатам ЕГЭ, ни одно учебное учреждение не может точно попасть в жесткие показатели контрольных цифр. В результате - нередко нарушаются права абитуриентов: принимают не того, у кого балл выше, а того, кто раньше подал документы, лишь бы соблюсти спущенные сверху показатели.

    Представители сибирских регионов высказали немало критических замечаний по поводу различных положений законопроекта.

    Например, в законопроекте ограничен перечень стипендий: в нем нет понятия "социальная стипендия", не предусмотрены региональные стипендии. А, например, в Кузбассе три тысячи студентов получают выплаты из областного бюджета.

    Ректор Томского государственного университета, заместитель председателя совета ректоров вузов СФО Георгий Майер обеспокоен тем, что среди видов основной деятельности вузов не указана научно-исследовательская. Более того, в законопроекте нет даже понятия "научный сотрудник".

    В финале видеоконференции разработчики пообещали постараться учесть все предложения. Перед внесением в Госдуму законопроект пройдет еще один тур публичного обсуждения.

    - В целом оценка законопроекта позитивная, он отражает нынешнее состояние системы образования и создает основы для ее успешного развития, - отметил, председатель Координационного совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) по образованию, вице-губернатор Алтайского края Юрий Денисов. - Но есть ряд положений, которые нуждаются в доработке. Наш Координационный совет обобщит все эти предложения и представит полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе и в министерство образования и науки России.

    Законопроект обсудили также в Барнауле. К несомненным плюсам предложенного документа представители местного научно-педагогического сообщества относят то, что он впервые включил в себя все образовательные ступени - от дошкольного воспитания до высшей школы. Это позволяет добиться системности и взаимоувязанности различных ступеней образования.

    Впервые вводится и три уровня высшего образования - бакалавр, специалист-магистр и научно-педагогические кадры (преподаватели вузов и исследователи). Но при переходе на трехуровневую систему, по мнению экспертов, могут возникнуть проблемы, особенно в части определения статуса высших учебных заведений.

    - В проекте закона прописаны только колледжи, институты и университеты, - говорит вице-спикер Алтайского краевого Законодательного собрания Сергей Землюков. - При этом колледж отнесен к разряду низшей ступени высшей школы - бакалавриату, институт - это бакалавриат и специалитет, а университет - все три уровня образования. Но к какой ступени будут отнесены академии и другие виды вузов, и как это будет связано с федеральным финансированием? Как будет проходить перестройка системы высшей школы? Законопроект не предполагает никакого переходного периода, а ведь это очень болезненный процесс, и он должен быть четко прописан. Если сейчас в стране свыше тысячи высших учебных заведений, то сколько их останется после перехода на новую систему?

    Есть претензии у экспертов и к качеству образования. Несмотря на то, что ему в законопроекте уделено большое внимание, существует разрыв между качеством подготовки специалиста и реальными потребностями практики. Сегодня образование страдает от излишней регламентации и бюрократизации, недостаточной творческой инициативы. И, по мнению ученых, образовательным учреждениям надо дать больше самостоятельности для проявления творческой инициативы, но законопроект этого не предусматривает.

    - Начинать реформу образования надо с реформирования системы управления, - считает ректор Алтайской академии экономики и права Леонид Тен. - Сегодня изменились экономические отношения, отношения внутри образовательной системы (высшее образование уже на семьдесят процентов стало платным), а система управления осталась прежней, как в советские времена. Так, планируемый переход образовательных учреждений в режим автономных приведет к тому, что финансирование будет осуществляться на основании госзаказа, распределяемого по конкурсу. Это рыночный механизм, но при этом вся сфера образования сегодня охвачена административными процессами и возможности рыночного регулирования практически нет. К сожалению, новый закон также пронизан административными процедурами и только в нескольких статьях присутствуют гражданско-правовые отношения. Правда, прописанные в них аутсорсинг и франчайзинг, которые позволяют привилегированным вузам фактически торговать своими дипломами через другие образовательные организации, тоже вызывают много вопросов. На мой взгляд, такие рыночные инструменты нельзя использовать в высшей школе. В новом законе заложено много правильных принципов, но они в основном носят декларативный характер. Закон требует кардинальной доработки, поскольку в нем только провозглашаются общие принципы образования, а механизма их реализации нет.

    По итогам дискуссии представители научно-преподавательского сообщества региона разработали целый пакет предложений по доработке законопроекта, среди которых - уточнение механизма финансирования образовательных учреждений, четкое определение социального статуса педагогов, предложения по доработке глав, посвященных экономике образования. Свои рекомендации алтайские ученые направили в нижнюю палату российского парламента и надеются, что они будут учтены при доработке законопроекта и в его дальнейшем рассмотрении.

    Поделиться