03.02.2011 00:10
    Поделиться

    Певица Евгения Смольянинова: Жанр духовной песни уходит

    Чистый как родник голос, богатый и многообразный репертуар, самобытная исполнительская манера исполнения Евгении Смольяниновой украсят любые камерные сцены не только России и Беларуси.

    Она родилась в високосный год в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово. Занималась в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение.

    В 1982 году состоялось ее первое выступление как певицы, она показала свой талант в театре Вячеслава Полунина в спектакле "Картинки с выставки" и в постановке "Муму" Малого драматического театра, в фильмах Владимира Хотиненко.

    Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России. Изучала ленинградские музыкальные архивы, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь многим забытым городским романсам.

    - Как вы, Евгения, находите песни, из которых складывается потом ваш репертуар?

    - Жанр духовной песни уходит. Наши бабушки пели лирические, обрядовые, духовные песни. Это общая часть нашего наследия. Когда я впервые услышала духовные стихи, мне хотелось кричать: "Что это? Откуда?" Я записывала песни даже по телефону. Одна старушка не могла со мной встретиться и напела песню в телефонную трубку, и я ее записала. Я искала не только духовные песни, но и романсы. До революции подобные стихи и песни издавались, а потом почти все было утеряно. Сейчас ситуация поменялась.

    - Что для вас стало важной вехой в вашем творчестве?

    - Знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольгой Сергеевой. Известна также тем, что спела в фильме "Ностальгия" Андрея Тарковского. Она перевернула мои представления не только о пении - о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви.

    Для меня настали новые ощущения, и в таком состоянии я находилась около трех лет - пока внутри меня все переформировалось.

    - Часто ли вы с ней встречались?

    - Последняя встреча состоялась примерно за полгода до ее кончины. В это время вышел мой диск, где были записаны и ее песни. Ольга Федосеевна так отозвалась: "Только никому наши песни не нужны".

    - Расскажите о сотрудничестве с режиссером Владимиром Хотиненко?

    - Мы работали над фильмом "Мусульманин". Помню, раздался звонок от Хотиненко, он попросил меня переложить песню "Мой миленький дружок, любезный пастушок" из "Пиковой дамы" Чайковского. Она стала музыкальным мотивом фильма "Мусульманин". Владимир Иванович попросил меня сделать деревенский вариант этой песни. Все получилось удачно. Одна удача тянет за собой следующее предложение. Я получила предложение написать музыку к фильму "Дорога" из альманаха "Прибытие поезда". Режиссером стал тоже Хотиненко. Это ремейк к "Дороге" Феллини. Проект был посвящен девятисот летию кинематографа. Мы с Гариком Сукачевым играли бродяжек. А еще мы встречались с Владимиром Хотиненко, когда он работал над картиной "Гибель империи".

    - Гастролировали ли вы в Беларуси?

    - Я была там со своими концертами.

    - И как встречали?

    - Как родную. Это было естественно. Мы выступали несколько раз в праздник Янки Купалы. Объездили много городов: Витебск, Могилев, Гомель, Полоцк... В Беларуси интерес к подобному роду творчества не погашен.

    - Что вы исполняли?

    - Народные песни, романсы, духовные песнопения, песни Вертинского, авторские песни.

    - Слушая вас, ваше исполнение, понимаешь: оно замешено на любви к тому, что вы делаете. И все-таки, откуда к вам пришла любовь к духовной песне?

    - В силу сердечного влечения.

    - Что в планах?

    - Концерты. Отдых. Концерты. У меня напряженный график.

    - В Беларуси планируете выступать?

    - Да. Думаю об этом с удовольствием.

    Поделиться