02.02.2011 00:35
    Поделиться

    Военная прокуратура переживает реформирование структуры

    Вслед за армейскими следственными органами на новую военно-административную структуру перешли прокуратуры, контролирующие соблюдение законности в Вооруженных силах и других силовых ведомствах.

    По приказу Генпрокурора Юрия Чайки, они сформированы в четырех военных округах, на трех флотах, а также в Ракетных войсках стратегического назначения.

    Точнее сказать, реформирование затронуло только окружные надзирающие органы. Флотские и "стратегическая" прокуратуры в обновленной правоохранительной вертикали сохранились практически без изменений.

    Военно-прокурорская пирамида теперь выглядит следующим образом. На ее вершине была и остается Главная военная прокуратура во главе с заместителем Юрия Чайки - Сергеем Фридинским.

    Вместо двух надзирающих органов в Московском и Ленинградском округах создан один - военная прокуратура Западного военного округа. Она разместилась в Санкт-Петербурге. Обновленную прокуратуру Центрального военного округа в Екатеринбурге укомплектовали офицерами-юристами и гражданским персоналом из Приволжья, Урала и Сибири. Надзирающую структуру Восточного военного округа с дислокацией в Хабаровске сформировали на базе прокуратуры Дальневосточного округа. В Ростове-на-Дону теперь располагается прокуратура Южного военного округа. Она появилась в результате слияния надзирающих органов СКВО и Объединенной группировки войск и сил, задействованных в контртеррористических операциях на Северном Кавказе.

    Низовые прокурорские звенья перемены затронули минимально. Так, в некоторых крупных российских городах остались свои военные прокуратуры. А соблюдение законности в местах массовой дислокации войск по-прежнему будут контролировать гарнизонные надзирающие органы.

    Заметные изменения в основании армейской правоохранительной пирамиды произошли разве что в столичном регионе. После ликвидации МВО в Московскую городскую военную прокуратуру включили ранее самостоятельные гарнизонные надзирающие структуры столицы и области. Но такое сосредоточение органов, надзирающих за соблюдением военнослужащими российских законов, - скорее исключение, чем правило.

    Дело в том, что в столице и Московской области даже после упразднения МВО сохранилось огромное количество воинских частей и учреждений, штабов и учебных заведений минобороны, Внутренних войск МВД, министерства по чрезвычайным ситуациям и других структур, где нашим законодательством предусмотрена военная служба.

    Обеспечивать их деятельность теми силами, что ранее были в штате Московской городской военной прокуратуры, чрезвычайно сложно. Поэтому Юрий Чайка и Сергей Фридинский пошли на ее усиление за счет своих гарнизонных структур, которые уже были в столице и области. Если в каком-то случае обновленной военной прокуратуре Москвы не будет хватать собственных специалистов, скорее всего им на помощь командируют опытных юристов из ГВП и прокуратуры РВСН. Тем более что эти две структуры своей столичной прописки не меняли.

    Как объяснили корреспонденту "РГ" в Главной военной прокуратуре, все эти перемены напрямую связаны с реформированием армии. По указу президента вместо шести военных округов в России создали четыре. Соответственно поменялась и сеть окружных военных прокуратур.

    Эта новация - главная, но не единственная. Численное сокращение Вооруженных сил потянуло за собой секвестр специализированных правоохранительных органов. О массовом увольнении военных прокуроров речи, конечно, не идет. В ГВП утверждают, что уменьшение количества их сотрудников идет пропорционально штатно-должностной оптимизации армии и флота. Сегодня в России 45-тысячный прокурорский корпус. Около 3 тысяч из них работают в военной прокуратуре.

    Отдельно стоит сказать о прокуратурах, контролирующих законность в частях и учреждениях ВМФ. Такие органы есть на Северном, Тихоокеанском и Балтийском флотах, но отсутствуют на Черном море. В ГВП это связывают с особенностями размещения наших кораблей и береговых частей на территории другого государства.

    Черноморцы несут службу на пределами России, и условия их пребывания на Украине оговорены двусторонним соглашением. Контроль за выполнением законов РФ в таких частях осуществляется особым порядком, и занимается этим прокуратура Южного военного округа, в состав которого включили Черноморский флот.

    На этот же орган замкнули надзорную деятельность в Объединенной группировке войск и сил на Северном Кавказе. Но без собственного военно-прокурорского обеспечения регион не оставили. В Ханкале по-прежнему есть такая структура во главе с одним из заместителей Сергея Фридинского.

    Но почему и в прежней, и в новой структурах надзорный орган в РВСН стоит особняком? Отчего таких нет, скажем, в Сухопутных или Военно-воздушных войсках? В Главной военной прокуратуре необходимость иметь свою "стратегическую" структуру объясняют так. Этот орган работает на два рода войск - Космические и РВСН, - а еще "обслуживает" 12-е Главное управление минобороны. Они связаны с серьезными государственными и военными тайнами.

    Для правового обеспечения их деятельности военным юристам нужно иметь специальный допуск. Его оформление - непростая и небыстрая процедура. Поэтому в секретных войсках логично иметь отдельную прокуратуру.

    Поделиться