02.02.2011 14:30
    Поделиться

    День Сурка в России хотят отмечать по-своему

    125 лет назад впервые был отмечен День Сурка. С тех пор так повторяется каждый год

    В нашей жизни всегда есть место празднику. Даже "импортному" и такому, который вполне тянет на звание "праздника последнего четверга на этой неделе". Сегодня именно такой день. Грех о нем не вспомнить. В конце-то концов, не Святым Валентином и не Первомаем единым…

    125 лет назад, 2 февраля 1886 г.  в Соединенных Штатах  Америки впервые  отметили День Сурка (правда, в разных источниках дату называют тоже разную - от 1880 до 1887 г.). Не прошло и века с четвертью, как этот праздник воспринял и Старый Свет, а с ним и родная для нас "шестая часть суши".

    Американцы в общем-то ничего особенного от 2 февраля изначально не хотели. Просто руководствовались приметами и "календарем природы". В маленьком городке Панксутони (Punxsutawney), штат Пенсильвания в этот день предсказывали погоду - ранней обещает быть весна или не очень. Если сурок, вылезший 2 февраля из норы после зимней спячки, "увидит собственную тень" (то есть если день окажется солнечным) - зверек смело может отправляться на боковую еще на 6 недель. До настоящей весны еще долго. Если же день будет пасмурным - жди потепления в самом скором будущем.

    Кроме того, от лохматого "синоптика" ждали краткосрочных прогнозов на ближайшие дни. Потопчется у норы - скоро снег наверняка растает. Всем своим видом скажет "бррр, холодрыга какая" и тут же спрячется - значит, пока что погода останется холодной.

    По данным экспертов, сбываются эти прогнозы в 39% случаев, но неточности своему любимцу публика прощает.

    Пенсильванцы в данном случае были неоригинальны. Таким же образом поступали и древние римляне с их "днем ежа" 2 февраля, и средневековые европейцы (например, шотландцы или немцы). По григорианскому календарю, на 2 февраля приходился праздник Сретения Господня, с которым по традиции связывали массу разных примет. В Америку же, по мнению историков, традицию допрашивать о погоде какое-нибудь безответное  разбуженное от спячки животное принесли иммигранты из Германии. Разве что вместо барсука (который в Пенсильвании не водился) "главным метеорологом" назначили сурка.

    Как обычно, важнейшим из искусств в данном случае явилось кино. После выхода в 1993 году на экраны комедии "День Сурка" с Биллом Мюрреем в главной роли скромный региональный праздник, что называется, "пошел в массы".

    Сюжет фильма трогателен и довольно прост, со страхами-ужасами и шутками-прибаутками по ходу дела, с хэппи-эндом, поцелуями и жизнеутверждающей моралью в финале. Это история высокомерного и самовлюбленного телеобозревателя погоды Фила Коннорса, который однажды приехал, как обычно, в пенсильванский городишко на фестиваль снимать пробуждение знаменитого сурка, своего тезки Фила. И тут время волшебным образом «замкнулось»: 2 февраля стало бесконечно повторяться. Что бы Фил ни делал, завтра не наступало. Как ни пытайся «разорвать петлю» (хоть банк ограбь, хоть напейся, хоть из окна прыгни) -  наутро все то же и все те же. Вечное сегодня, без намека на завтра: утренний звонок будильника, проклятый День Сурка на календаре. И никакого выхода, и девушка никак не полюбит. Кромешный кошмар на кнопке "replay".

    В фильме победили, как водится, любовь, красота и верность. Стал напыщенный Фил добрым и бескорыстным, начал делать людям добро и перестал - гадости, тут-то его наконец полюбила прекрасная девушка (еще бы не прекрасная, в исполнении Энди Макдауэлл-то!). При ее непосредственном участии, как это и положено в сказках, все кончилось хорошо и назидательно, петля разомкнулась, сурок отступил, все зажили дружно и счастливо.

    Фильм получил массу премий и побил рекорды проката. Термин "день сурка" стал нарицательным, причем первоначальный его смысл практически полностью затмила киноверсия. "Вся моя жизнь - день сурка!", - масса граждан под этим восклицанием подписалась бы двумя руками.

    Естественно, не замедлила и коммерческая составляющая. Есть праздник - есть и бюджет. Дни Сурка, подобные пенсильванскому, стали отмечаться в самых разных штатах Америки и в прочих странах. На сегодня самыми "авторитетными" считаются еще шесть сурков-синоптиков в США - Уайртонский Вилли, Чак из Стейтен-Айлендского зоопарка (Нью-Йорк), Шубинакадский Сэм, Бальзакский Билли, Сурок Джимми и Генерал Борегард Ли, а также двое их коллег из Канады - Сэм из Шубенакэйди (Новая Шотландия) и обитающий в Уайртоне (Онтарио) Вилли. Прямую трансляцию церемонии разглядывания Филом собственной тени 2 февраля ведут крупнейшие телеканалы и Интернет-порталы, а также социальные сети.

    Не остались в стороне и наши соотечественники. По сообщению РИА Новости, в Москве хотят дополнить официальных синоптиков кем-то лохматым, приятным глазу и столь же малоответственным за результаты предсказаний. Московские экологи собираются выбрать "наиболее метеозависимое животное", которое будет прогнозировать погоду, и поселить его в парке "Кузьминки-Люблино" на юго-востоке столицы. Об этом сообщила пресс-служба парка.

    Кто станет "русским Филом", пока неизвестно. Ясно лишь, что это должен быть "некрупный представитель фауны, не впадающий в зимнюю спячку и не боящийся посетителей". Экологи взялись за дело серьезно: они проведут кастинг среди "животных, популярных в наших лесах", потом утвердят символ, проведут конкурс на лучшее имя для предсказателя и затем представят его публике.

    Наверное, стоило бы пригласить на торжества актера Билла Мюррея или, что еще лучше, -  самых неприятных из отечественных телевизионщиков. А заодно и прочих "публичных деятелей". Вдруг случится чудо, они волшебным образом "увидят собственную тень", ужаснутся, сменят имидж  и "поспешат делать добро". Тут-то и весна наступит к всеобщей радости, невзирая на погоду, персоналии и традиции…

    Поделиться