02.02.2011 00:23
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: "Ельцинское" десятилетие заложило основы современного Российского государства

    Николай Бердяев писал, что творчество - это превращение небытия в бытие через акт свободы. Уже одного этого определения достаточно для того, чтобы прояснить характер любого революционного переустройства мира, если оно ставит перед собой действительно серьезные цели.

    Российская история последних двух десятилетий подтверждает эту бердяевскую мысль в полной мере. Понятие небытия можно толковать по-разному. После самороспуска СССР для строительства нового государства можно было использовать огромный человеческий, природный и иной материальный потенциал, сохранившийся в России. Но важно понять, что нужно было в кратчайшие сроки создать новое государство, не существовавшее доселе на наших, как принято говорить, бескрайних просторах. И дело, разумеется, не в том, что оно должно было уместиться не на одной шестой, а лишь на одной восьмой части мировой суши. Просто расхожий штамп о возрождении России, ровным счетом не содержит никакого реального содержания. Идея возрождения предполагает образец, некогда существовавший в прошлом, который выбирают в качестве примера для подражания. Дискуссии двух минувших десятилетий на эту тему лишь обнаружили, что никакого единого образца, способного сплотить народ и объединить страну, просто не существует. В нашем случае речь может идти лишь о созидании, творении нового, до начала 90-х годов прошлого столетия не существовашего у нас общественного и государственного устройства. А творчеству необходима свобода, - даже при том, что любая ответственная политика - это искусство возможного.

    При всех противоречиях девяностых в обществе родилась потребность творчества и потребность в творчестве

    Можно как угодно оценивать первое - ельцинское - десятилетие новейшей двадцатилетней истории России, но очевидно, что оно заложило основы современного Российского государства, его социально-экономической и политической системы. Без бурных девяностых никогда не было бы стабильных двухтысячных. Когда многие политологи противопоставляют два эти, следующие одно за другим, десятилетия, то вряд ли делают это в порыве научной честности. Противопоставление это связано с желанием оторвать непопулярного и по сей день у значительной части российского электората первого президента России Бориса Николаевича Ельцина от электорально успешных следующих президентов России - Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева. При этом, они сами - по понятным причинам - куда как более благодарны своему предшественнику, чем это пытаются представить озабоченные политтехнологи. Политический путь второго и третьего президентов России во многом - помимо их личных достоинств - определен теми "социальными лифтами", которые заработали с конца восьмидесятых годов прошлого века в нашей стране. Наконец, они сами немало сделали для того, чтобы реализовать в социальной практике либеральные экономические идеи первого - ельцинско-гайдаровского - правительства России, которые принесли свои плоды уже в "тучные" двухтысячные.

    Можно касаться различных сфер деятельности Б.Н. Ельцина для доказательства высказанной выше достаточно простой мысли, - по понятным причинам остановлюсь лишь на некоторых примерах культурной жизни.

    Телеканал "Культура", который, как кажется, лучше других символизирует консервативную респектабельность десятилетия "стабильности", был создан в августе 1997 года указом президента России по предложению выдающихся деятелей российской культуры, прежде всего Д. С. Лихачева и М. Л. Ростроповича. Можно объяснять его появление внутриполитическими и внутрителевизионными причинами - на эту метровую питерскую частоту претендовали тогда представители различных враждующих между собой весьма влиятельных в ту пору групп, - и спорный телересурс уводили у них, что называется, из-под носа. Впрочем, многим тогда казалось, что это всего лишь отложенное решение и канал вернется в рыночное поле. Но тот факт, что Б.Н. Ельцин сам возглавил Попечительский совет "Культуры" и несколько раз его собирал, обсуждая с нами насущные проблемы, во многом и предопределило судьбу его детища.

    Именно в первое десятилетие новой России необычайно расширилась музейная сеть страны. Столичные и провинциальные музеи получили новые здания, начали их реставрировать, стали создавать новые экспозиции, интереснейшие просветительские программы. После распада профсоюзной сети библиотек удалось сохранить эти важные культурные центры, более того - именно в 90-е годы была разработана новая программа компьютеризации библиотек, одна из наиболее современных в мире. Скудость федерального и региональных бюджетов, почти нищета, вынудила тогда государство предоставить бюджетным учреждениям достаточно большую свободу хозяйственной деятельности - это помогало не только выживать, но и закладывать основы того, что успешно произросло уже в новом тысячелетии. Именно в первое, ельцинское, десятилетие были заложены весьма смелые и амбициозные проекты в культуре: реконструкция Большого и Мариинки, строительство новых театральных зданий, и не только для двух главных театров страны.

    Все это, к счастью, нашло продолжение в двухтысячные, когда у государства появились реальные деньги.

    Вовсе не хочу живописать некую благостную картину девяностых. Мы переживали в ту пору распад сети кинотеатров и домов культуры, их приватизацию и перепрофилирование, отъезд музыкантов, артистов балета, художников, ученых за рубеж из-за нищенских зарплат. Но само понимание, что российская культура нуждается в сохранении творческих кадров, создании для них особых условий, сложилось именно тогда, в конце девяностых, несмотря на превалирование "рыночников" в правительстве.

    Именно в девяностые, быть может впервые в нашей истории, можно было реально оценить наличное положение дел в культуре нашего Отечества. Только тогда стало ясно, сколько мифов сумели создать идеологи советской системы. Мы получили крайне неразвитую, материально бедную и архаичную инфраструктуру. Советский Союз отставал от многих европейских стран по количеству книжных магазинов, театров, музеев, филармонических залов и т. д. и т. п. Понятно, что при переустройстве всего социально-экономического уклада страны можно было потерять последнее, - но в девяностые многое удалось сохранить, а что-то и приумножить. Например, количесто театров и музыкальных коллективов.

    При всех противоречиях девяностых в обществе родилась потребность творчества и потребность в творчестве. В этом смысле Конституция Российской Федерации, гарантировавшая свободу творчества и свободный и равный доступ к культуре, отражала настроения подавляющего большинства граждан нашей страны - как самих художников, так и зрителей, читателей, слушателей. Понятно, что и самим деятелям искусства, и их публике нужно было освоиться в новом социальном пространстве, - но интенсивность художественных процессов во многом искупала отсутствие великих результатов. Хотя их за последние два десятилетия все-таки было немало.

    Все новое всегда создается с трудом, а порой с трагическими потерями. Но трагедия, как известно, оптимистический жанр. Она делает человека равновеликим миру и заставляет его вглядываться в небеса в поисках путеводных звезд. Но для этого надо иметь возможность свободно поднять голову.

    Поделиться